Наверняка каждый из вас хотя бы раз в жизни читал или хотя бы слышал о великих и ужасных произведениях Стивина Кинга. Кто-то становится ярым фанатом самого знаменитого писателя хорроров и собирает целую коллекцию. А кого-то выворачивает от ужасных картин, и даже одна книга становится настоящим испытанием! Но что, если мы рассмотрим талант Кинга под другим углом?
Предлагаю рассмотреть самый знаменитый ужас "Оно" с точки зрения психологии, и я вас уверяю, творчество Кинга заиграет для вас новыми красками!
Первое, что можно заметить в "Оно", это то, как разворачиваются действия. Всё происходит относительно небольшого круга детей, то есть не они становятся участниками действий, а действие возникает от их присутствия. Вообще, по сюжету очень книги очень много раз возникают круглые или шарообразные предметы, как бы намекая нам на цикличность. "Там, где всё началось, там всё и закончится".
Второе, но немаловажное замечание, это название группы ребят. "Клуб неудачников" - согласитесь, очень странно, что дети выбирают такое название для своей компании. И это не потому, что они непопулярны в школе. Дело в том, что таким образом ребята отражают свои детские травмы. То есть они как бы родились неудачниками.
Третий пункт будет самым обширным. Займёмся самым вкусным - разбором персонажей.
Беверли Марш. Хорошенькая рыженькая девчушка. Прошу обратить внимание, что цвет волос тоже выбран не случайно. Отец Беверли - животное. Почему? Потому что потакает своим низменным инстинктам. Насилие отца проявлялось через огромное чувство собственности. "Моя девочка" - повторял он. Если честно, это выражение вызывает у меня дикое отвращение. Её рыжие волосы не служили символом чего-то солнечного. Разврат и похоть - вот истинный смысл. Это был запретный плод отца, который он одновременно и желал и ненавидел. Когда малышка стала женщиной, то и спутником жизни стал такой же человек, как и её отце. Моральное и физическое насилие стали обыденностью для героини. Таким образом, Беверли Марш приобретает комплекс жертвы из-за пережитого в детстве сексуального насилия.
Билл Денбро - высокий, худощавый мальчишка. Мама, папа, младший брат - вроде бы всё хорошо. Но происходит трагедия. Билл был очень привязан к младшему брату и тяжело переживал его потерю. К тому же, родители после пропажи младшего сына начали отдаляться друг от друга и замыкаться в себе, забыв о старшем сыне.
Майк Хэнлон - обычный фермерский ребёнок. Очень усердный, всегда помогает родителям по дому. Только вот терпеть не может насилие. Это ясно видно из сцены с овцами. К тому же Майк больше всех страдал от местного хулигана Генри Бауэрса. В первую очередь из-за цвета кожи.
Ричи Тозиер. Мальчик с агрессивной защитой. Он никогда не промолчит, а его язык частенько служит ему плохую службу. Он придумывает тысячу голосов лишь бы не быть тем, кем он есть. Что послужило для этого причиной? Не понятно. Возможно Ричи комплексовал из-за своего зрения или других внешних факторов.
Бен Хэнском. Жертва булинга из-за лишнего веса. Это действительно задевало его, так как будучи взрослым Бен абсолютно преобразился. Очень умный и чуткий мальчик.
А это мой любимый персонаж книги! Эдди Каспбрак. Очень мнительный и тревожный парень. Ну и к тому же гипер опека его матери похожа на какое-то сумасшествие! Самым ярким показателем отрицательного влияния мамы является наличие ингалятора-пустышки. К сожалению, Эдди так и не смог побороть свои страхи. Второй мамой для него становится его собственная жена.
Ну и последний, но не по значению персонаж - Стенли Урис. Очевидно, что мальчик страдал обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР). Стенли очень любил порядок и чистоту. На самом деле, может сложится впечатление, что парень боится собственной тени. Но это не так. Всё, что Стенли реально боится это грязь, нечистоты и зловонии. Смерти уже взрослого Уриса стоит уделить отдельное внимание. Существует две версии:
1. Стенли настолько любил чистоту и порядок, что вся эта история в детстве стала для него просто настоящим кошмаром. Он даже как-то сказал, что может вынести что угодно, но не грязь. И поэтому, когда Стенли узнал о возвращении ОНО, то предпочёл убить себя, чем снова замараться. При этом символично выбор места - ванная.
2. Стенли был очень сильным персонажем и Кинг отвёл ему особую роль. И то, что Майк первому позвонил именно ему, уже говорит об этом. И возможно где-то в глубине себя Стенли понимал, что ничто не заставит его вернуться обратно, и поэтому он решил принести себя в жертву. Его смерть стала как сигнал тревоги для всех.
Какая из этих версий наиболее приближена к реальности сложно сказать. Но мне больше нравится вторая.
Что же мы имеем в итоге? Группа детей с психологическими проблемами создаёт своё собственное общество. И что же может из этого получится? Конечно же ничего хорошего. Они подпитывали фантазии друг друга собственными страхами. Всё это переросло в неконтролируемый страх, который обрёл форму ОНО. Поэтому этот страх приходил к ним в разных формах. Единственное, что придавало ему общее очертание, это страх клоунов.
Этот роман Стивина Кинга, как крик о помощи. Автор показал как важно быть внимательным к детям и их проблемам. Все наши страхи и травмы без должного воздействия переходят во взрослый мир и мешают нам жить.
Вот такой необычный взгляд на самого "ужасного" писателя современности - Стивина Кинга. Надеюсь, кто-то откроит для себя этот роман в новом свете, а те, кто не читал, захотят немедленно это исправить!