Кто такие эти «мягкие» скиллы, про которые все говорят уже который год? Почему их проверяют на собеседовании? И что именно проверяют?
Мы живем в таком стремительно меняющемся мире, что научиться делать хорошо что-то одно — например, программировать, и всерьез рассчитывать, что этого будет достаточно, не представляется возможным. Тебе нужно тренировать в себе навыки, которые создадут твое профессиональное ядро и пригодятся тебе в любой сфере, куда бы тебя не занесло.
Итак, soft skills (гибкие, универсальные навыки, софты) — это умения общего характера, которые важны практически в любой профессии. Примеры — критическое мышление, креативность, навык командной работы и прочее.
Противоположные им — hard skills (твердые, жесткие навыки, харды) — это профессиональные навыки, которые требуются в конкретной профессии. Примеры — владение языком программирования, умение шить, черчение.
И если разбирать и чинить двигатель внутреннего сгорания нужно не на любой должности, а вот критическое мышление, работа в команде, умение планировать свою работу, умение общаться (по деловому и конструктивно) с коллегами — это то, что требуется представителям практически любой профессии И часто работодатели легко отказывают кандидатам с 15-летным опытом (у которых великолепно развиты харды), если они не продемонстрировали такие же высокие результаты и по софтам.
Мы спросили у суперэксперта в HR и руководителя Университета карьерного роста на GetCourse Татьяны Минаевой, какие софт-скиллс проверяют на собеседовании.
Навыки коммуникации
Что проверяют?
- Умение слышать вопрос собеседника и отвечать точно на поставленный вопрос, а не уходить в сторону
- Способность лаконично донести свою мысль/говорить по делу, без воды
- Умение демонстрировать вовлечённость на протяжении всей беседы
- Способность сохранять дружелюбный настрой, не критиковать и не изливать негатив на собеседника
- Умение интересно, с энергией и вдохновением говорить о предмете беседы
Аналитические способности
Что проверяют?
- Умение собирать информацию, отделять факты от предположений и домыслов
- Умение быть критично настроенным (это не означает «отрицать», это означает «перепроверять»), ориентироваться на цифры, статистику, научные данные, а не на свои впечатления или жизненный опыт. Каким бы он ни был богатым, он все равно достаточно ограничен, и по нему далеко не всегда можно делать выводы.
- Умение сравнивать информацию, находить закономерности и причины появления этих закономерностей
Стрессоустойчивость
Что проверяют?
- Умение сохранять работоспособность при наличии различных стресс факторов (нехватка времени, холодность и давление собеседника и др.)
- Умение сохранять эмоциональную устойчивость (то есть ты не только можешь эффективно работать, но и не орешь на людей вокруг) при различных стресс-факторах
- Умение находить кратчайший путь уменьшения стресс-фактора
Работа в команде
Что проверяют?
- Готовность проявлять сотрудничество, а не соперничество при взаимодействии с другими отделами (здоровое соперничество позволительно)
- Стремление понять роль каждого отдела, с которым работает сотрудник (его ценность для компании, его инструменты и способы работы) с целью организовать более эффективное сотрудничество
- Фокус на уменьшение конфликтов и стремление быстро уладить конфликт в случае его возникновения
Ответственность и фокус на результат
Что проверяют?
- Готовность брать на себя обязательства (даже при наличии какой-то степени неопределенности)
- Готовность выполнять свои обещания
- Способность выполнить работу даже при наличии препятствий и форс-мажоров (готовность находить решения при наличии барьеров)
- Понимание общепринятых «законов» бизнеса: как и кого надо предупредить в случае срыва сроков/неудовлетворительного качества работы, какие есть способы решения таких ситуаций и как сохранить при этом с партнером/коллегой хорошие отношения.
Пройдитесь по нашему списку, как по чек-листу. В чем вы особенно сильны, а чего – не хватает?
#геткурс #getcourse #софт скиллы #собеседование на работу