Сразу после революции потребность в игрушке стала требованием жизни. Но в стране, сражавшейся на фронте, а затем самоотверженно восстанавливавшей разрушенное хозяйство, не было предприятий, производивших такую продукцию.
Неслучайно одно из первых правительственных постановлений частично разрешило свободную торговлю игрушками, среди прочих изделий ручной работы. В 1920-х и даже 30-х годах в разных уголках СССР, особенно в провинции, самой распространенной и доступной оставалась самодельная игрушка.
Ее изготовляли для детей ремесленники-одиночки, продававшие свои нехитрые товары на рынках и ярмарках. Живя в далеких городах и селах, они сохраняли в своих изделиях черты народного творчества.
Музей игрушек в Сергиевом Посаде хранит уникальную коллекцию экспонатов 1920-1930-х годов.
1 фото: солдаты, матрос, барабанщик. Сергиев Посад, Московская область. 1930. Токарная обработка дерева, роспись.
2 фото: женщина-птицевод колхозница. Сергиев Посад. Папье-маше, роспись. 1930-е годы
3 фото: куклы. Москва. 1920-е годы. Артель 'Детские забавы'. Ткань, трикотаж, шерсть, вышивка
4 фото: спортсменка. Москва, ткань, трикотаж. Начало 1930-х
5 фото: красноармеец и матрос. Загорск. Роспись по дереву. 1930 г.
Солдаты, рабочие, матросы, пионеры, рабочие в алых платках — теперь эти куклы стали своеобразными реликвиями советской революционной эпохи. Здесь – спортсменка в белой рубашке. Ее прямая, твердо и уверенно поставленная фигура с несколько запрокинутой головой по-своему отражает культ молодости, здоровья и красоты того времени.
Первые советские игрушки соприкоснулись с народными традициями. За 10-15 лет многие из них появились в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Кирове, Нижнем Новгороде, Вологде, Новороссийске, Краснодаре, Симферополе, Уфе, Ачинске, Бийске и даже на краю Советской России – Владивостоке.
В те трудные годы, когда в стране поднималась тяжелая промышленность, кооперативы по созданию игрушек представляли собой численно небольшие и слабые предприятия. Иногда у них не было необходимого оборудования и помещений. Особенно тяжело было с сырьем. В производстве использовались консервные банки, обрезки ткани, опилки, бумага, фанера, картон, гипс, шерсть, солома – словом, все, что было под рукой. В этой критической ситуации мастерские игрушки обратились к бесценному опыту русской народной игрушки.
В Сергиевом Посаде жители издавна вырезали деревянную игрушку, лепили из мастики и папье-маше, точили на токарных станках. В 1920-е годы здесь еще выпускали знаменитых сергиевских лошадей – ездовых, одиночных, парных и тройных; прыгающих клоунов – хлопающих тарелками, с барабанами и колокольчиками; медведей больших и маленьких; уток, петухов, попугаев; игрушечную кухонную посуду и др.
Авторами этих образцов были иногда художники, но чаще рабочие и ремесленники. Мы не всегда знаем их имена. Но мы знаем, что они активно участвовали в типичном для того времени конкурсе на лучшую игрушку.
Культурная ситуация тех лет не всегда благоприятствовала развитию народных традиций. А народная игрушка иногда воспринималась как пережиток прошлого… Но именно народными традициями была сильна первая советская игрушка!
Жаль, что сегодня массовая индустрия игрушек потеряла драгоценное качество.