Найти в Дзене
🎥КИНОВАРНЯ🎬

"Французский связной": Революционный полицейский фильм с одной из лучших автомобильных погонь в истории кино

В 1971 году на экраны вышел криминальный триллер, раз и навсегда изменивший голливудский кинематограф и ставший, фактически, эталоном жанра полицейского нуара. Таковым фильм остается и по сей день, подтверждая, что настоящее искусство живет вне времени.

Источник: imdb.com
Источник: imdb.com

Американский режиссер Уильям Фридкин встретил семидесятые в статусе постановщика серьезных драм, которые никому не нужны. "Оркестранты", "Вечеринка в день рождения" и прочие его картины успеха не добились. Так бы Уильям и переминался с ноги на ногу, если бы в 1970 году коллега не убедил его, что зрителям не интересны истории про чужие психологические проблемы: публика просто хочет действия, погонь и других эффектных вещей. Тогда Фридкин пораскинул мозгами и решил экранизировать документальный роман писателя Робина Мура "Французская связь: правдивая история о полицейских, наркотиках и международном заговоре".

В проект мало кто верил, и студия 20th Century Fox выделила на фильм жалкие 1,8 миллиона долларов. Этих денег хватило на неособо известного сценариста Эрнеста Тайдимена, да оператора-дебютанта Оуэна Ройзмана. А ведь еще надо было набрать актеров и отснять все в недешевом Нью-Йорке! Пол Ньюман отпал сразу, и на главную роль пытались пригласить Питера Бойла, но тот в ужасе сбежал, посчитав, что фильм ждет провал. Со Стивом Маккуином и Чарльзом Бронсоном тоже не срослось, и Фридкину пришлось взять Джина Хэкмена ("Бонни и Клайд"). Вторая роль досталась Рою Шайдеру ("Челюсти"). Также в картине засветились Фернандо Рэй, Тони Ло Бьянко и другие актеры.

Источник: imdb.com
Источник: imdb.com

Бруклин, Нью-Йорк. Сотрудники отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Джимми Дойл по прозвищу "Попай" и Бадди "Хмурый" Руссо целыми днями вкалывают на улицах. Они отлавливают наркодилеров, не стесняясь переодеваться в Санта-Клаусов и превышать служебные полномочия. Ребята выбивают признания силой и грязными ругательствами во имя торжества закона, что морально непросто.

Как-то раз напарники наведываются в ночной клуб, где подозрительный Дойл обращает внимание Руссо на разговор известных наркодельцов с какими-то новыми лицами. Детективы начинают следить за незнакомцами и устанавливают связь между ними и преступниками, финансировавшими поставку героина из Мексики. Еще через некоторое время Дойл и Руссо узнают, что в Бруклине ожидается поступление особо крупной партии наркотиков из Франции, и берут след...

Кадр из фильма "Французский связной". Источник: imdb.com
Кадр из фильма "Французский связной". Источник: imdb.com

На первый взгляд может показаться, что "Французский связной" ("The French Connection") Уильяма Фридкина - банальная криминальная драма о паре полицейских, сражающихся с супостатами. От части, так оно и есть: сценарий здесь предельно простой, поскольку основан он на хронике реальных дел полиции Нью-Йорка. Но это тот самый случай, когда форма важнее содержания. Постановка и общая концепция картины затмили собой непритязательный сюжет и навечно вписали "Французского связного" в историю мирового кинематографа.

Фридкин хотел показать действие, и не подкачал. Весь фильм - будто одна большая непрерывная погоня, напоминающая изощренную игру в кошки-мышки. Диаметрально противолоположные по характерам детективы пытаются настигнуть опытных преступников, фактически, любой ценой. Вернее, больше этого хочет бескомпромиссный расист "Попай": вся его сущность напоминает то пса-ищейку, то пистолет со взведенным курком. Он готов рыть носом землю, стрелять, ругаться с коллегами, делать, что угодно. Особенно яркими выглядят сцены в метро и легендарная погоня за поездом на "Понтиаке", считающаяся одной из лучших в истории кино.

Интересно, что снималась та самая погоня в жестких условиях. Из-за ограниченного бюджета у Фридкина не было денег на перекрытие улиц, и сцена, в общем-то, являлась нелегальной. С настоящим трафиком, реальными пешеходами и Джином Хэкменом, сидящим за рулем "Понтиака". Удивительно, что никто не пострадал во время съемок, но зато как классно все это выглядит на экране! Настоящее искусство.

Кадр из фильма "Французский связной". Источник: imdb.com
Кадр из фильма "Французский связной". Источник: imdb.com

"Французский связной" поменял представление публики о полицейских фильмах. Здесь полностью стерта граница между "добром" и "злом", а стражи закона выглядят ничем не лучше преступников. Да и Нью-Йорк тоже представлен в неприглядном свете, причем, в прямом смысле. Специфические световые решения делают картинку еще более мрачной, а новаторский монтаж (слегка "в стиле Годара") и динамичная операторская работа выкручивают реалистичность на максимум. Кстати, обилие ручной камеры с "эффектом присутствия" тоже обусловлено маленьким бюджетом фильме. Нет худа без добра!

Надо ли говорить, что "Французский связной" имел эффект разорвавшейся бомбы? Публика была в шоке, а картина собрала в прокате более 50 миллионов долларов. Позже триллеру выдали пять премий "Оскар", включая "Лучший фильм", "Лучшего режиссера" и "Лучшую мужскую роль" для Джина Хэкмена. Критики рукоплескали, зрители восхищались... Уильям Фридкин сделал верные выводы и снял знаковую картину, повлиявшую на дальнейший ход кинематографа. Фильм, который едва ли когда-нибудь потеряет актуальность.

Оценка CinemaTravel: 8/10

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!

Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты:

Также приглашаю ВСЕХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПИВА на мой авторский канал 🍺ВкусноеПиво🍻, где вы найдете много интересного

#фильмы #кино #голливуд #актеры #боевики