В 1971 году на экраны вышел криминальный триллер, раз и навсегда изменивший голливудский кинематограф и ставший, фактически, эталоном жанра полицейского нуара. Таковым фильм остается и по сей день, подтверждая, что настоящее искусство живет вне времени.
Американский режиссер Уильям Фридкин встретил семидесятые в статусе постановщика серьезных драм, которые никому не нужны. "Оркестранты", "Вечеринка в день рождения" и прочие его картины успеха не добились. Так бы Уильям и переминался с ноги на ногу, если бы в 1970 году коллега не убедил его, что зрителям не интересны истории про чужие психологические проблемы: публика просто хочет действия, погонь и других эффектных вещей. Тогда Фридкин пораскинул мозгами и решил экранизировать документальный роман писателя Робина Мура "Французская связь: правдивая история о полицейских, наркотиках и международном заговоре".
В проект мало кто верил, и студия 20th Century Fox выделила на фильм жалкие 1,8 миллиона долларов. Этих денег хватило на неособо известного сценариста Эрнеста Тайдимена, да оператора-дебютанта Оуэна Ройзмана. А ведь еще надо было набрать актеров и отснять все в недешевом Нью-Йорке! Пол Ньюман отпал сразу, и на главную роль пытались пригласить Питера Бойла, но тот в ужасе сбежал, посчитав, что фильм ждет провал. Со Стивом Маккуином и Чарльзом Бронсоном тоже не срослось, и Фридкину пришлось взять Джина Хэкмена ("Бонни и Клайд"). Вторая роль досталась Рою Шайдеру ("Челюсти"). Также в картине засветились Фернандо Рэй, Тони Ло Бьянко и другие актеры.
Бруклин, Нью-Йорк. Сотрудники отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Джимми Дойл по прозвищу "Попай" и Бадди "Хмурый" Руссо целыми днями вкалывают на улицах. Они отлавливают наркодилеров, не стесняясь переодеваться в Санта-Клаусов и превышать служебные полномочия. Ребята выбивают признания силой и грязными ругательствами во имя торжества закона, что морально непросто.
Как-то раз напарники наведываются в ночной клуб, где подозрительный Дойл обращает внимание Руссо на разговор известных наркодельцов с какими-то новыми лицами. Детективы начинают следить за незнакомцами и устанавливают связь между ними и преступниками, финансировавшими поставку героина из Мексики. Еще через некоторое время Дойл и Руссо узнают, что в Бруклине ожидается поступление особо крупной партии наркотиков из Франции, и берут след...
На первый взгляд может показаться, что "Французский связной" ("The French Connection") Уильяма Фридкина - банальная криминальная драма о паре полицейских, сражающихся с супостатами. От части, так оно и есть: сценарий здесь предельно простой, поскольку основан он на хронике реальных дел полиции Нью-Йорка. Но это тот самый случай, когда форма важнее содержания. Постановка и общая концепция картины затмили собой непритязательный сюжет и навечно вписали "Французского связного" в историю мирового кинематографа.
Фридкин хотел показать действие, и не подкачал. Весь фильм - будто одна большая непрерывная погоня, напоминающая изощренную игру в кошки-мышки. Диаметрально противолоположные по характерам детективы пытаются настигнуть опытных преступников, фактически, любой ценой. Вернее, больше этого хочет бескомпромиссный расист "Попай": вся его сущность напоминает то пса-ищейку, то пистолет со взведенным курком. Он готов рыть носом землю, стрелять, ругаться с коллегами, делать, что угодно. Особенно яркими выглядят сцены в метро и легендарная погоня за поездом на "Понтиаке", считающаяся одной из лучших в истории кино.
Интересно, что снималась та самая погоня в жестких условиях. Из-за ограниченного бюджета у Фридкина не было денег на перекрытие улиц, и сцена, в общем-то, являлась нелегальной. С настоящим трафиком, реальными пешеходами и Джином Хэкменом, сидящим за рулем "Понтиака". Удивительно, что никто не пострадал во время съемок, но зато как классно все это выглядит на экране! Настоящее искусство.
"Французский связной" поменял представление публики о полицейских фильмах. Здесь полностью стерта граница между "добром" и "злом", а стражи закона выглядят ничем не лучше преступников. Да и Нью-Йорк тоже представлен в неприглядном свете, причем, в прямом смысле. Специфические световые решения делают картинку еще более мрачной, а новаторский монтаж (слегка "в стиле Годара") и динамичная операторская работа выкручивают реалистичность на максимум. Кстати, обилие ручной камеры с "эффектом присутствия" тоже обусловлено маленьким бюджетом фильме. Нет худа без добра!
Надо ли говорить, что "Французский связной" имел эффект разорвавшейся бомбы? Публика была в шоке, а картина собрала в прокате более 50 миллионов долларов. Позже триллеру выдали пять премий "Оскар", включая "Лучший фильм", "Лучшего режиссера" и "Лучшую мужскую роль" для Джина Хэкмена. Критики рукоплескали, зрители восхищались... Уильям Фридкин сделал верные выводы и снял знаковую картину, повлиявшую на дальнейший ход кинематографа. Фильм, который едва ли когда-нибудь потеряет актуальность.
Оценка CinemaTravel: 8/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!
Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты:
Также приглашаю ВСЕХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПИВА на мой авторский канал 🍺ВкусноеПиво🍻, где вы найдете много интересного
#фильмы #кино #голливуд #актеры #боевики