Найти тему
Читающий хомяк

О рабстве и не только. В международный день памяти жертв рабства рассказываю о книге Андре Бринка «Перекличка».

25 марта каждого года, начиная с 2007 г., ООН отмечает день памяти жертв рабства и трансатлантической торговли. Этот день создан для того, чтобы каждый человек задумался о жестоких страданиях, испытанных рабами, был информирован об опасности всякого рода нетерпимости и предрассудков. Вы только представьте себе, торговля рабами продолжалась более 400 лет только уже во втором тысячелетии христианской эры, в Америке рабство было отменено лишь в 1865 году, но к черному населению еще около ста лет относились пренебрежительно. У рабства продолжительная и ужасная история, о которой мы, к счастью, знаем только по книгам. Оно существовало всегда и почти повсюду, принимая разные формы, существует и сейчас, об этом важно помнить.

В школе читала «Хижину дяди Тома» Гарриет Бичер Стоу и плакала. В прошлом году читала «Корни» Алекса Хейли тоже очень тяжело далась. А недавно закончила читать Андре Бринка и его книгу «Перекличка». О ней и расскажу, раз повод появился, хоть и такой тяжелый.

Привет, друзья!

Добро пожаловать на мой книжный канал!

И сегодня о книге, в которой поднимаются важные и непростые темы, такие как равенство, свобода выбора способа существования и жизненных идеалов.

Андре Бринк – писатель из Южной Африки, профессор английской литературы, преподававший в Кейптаунском университете. Особенностью его творчества считается написание книг на двух языках – африканас и английском, вообще в 1960-х писатель входил в группу авторов, названных шестидесятниками, использующих африканас для борьбы с политикой апартеида. Некоторые его произведения даже были запрещены поборниками апартеида.
-2

Роман «Перекличка» вышел в 1985 году. На английском называется «A Chain of Voices» - дословно «Цепочка голосов», что, на мой взгляд, более реально передает идею книги, мысль, посетившую главного героя – весть о свободе будет передаваться по цепочке голосов от родителей к детям и их потомкам и вскоре наступят времена, когда свободными станут все черные. Я после прочтения романа поняла, что свободу обретут и белые, поскольку в рабстве находились все.

О чем книга, кто ее главные герои?

Особенностью этой книги, с которой вам придется столкнуться, если вы задумаете ее читать, является отсутствие правых и виноватых. Обычно в подобных произведениях мы четко знаем, кто находится на правильной стороне, а кто злодей. Том из «Хижины дяди Тома» точно был положительным героем, да и Кунта Кинте Алекса Хейли тоже. Но с главными героями «Переклички» все не так однозначно. Во-первых, ситуация, в которую они попали двоякая, во-вторых читателю показывают мысли не только черных рабов, но и их белых хозяев, причем, мы видим мысли абсолютно всех персонажей, мелькающих в истории. Какое бы незначительное место они там не занимали на первый взгляд, повествование все равно ведется от их лица.

Предисловие к книге написал сам Аполлон Давидсон – крупнейший российский исследователь Тропической и Южной Африки, специалист по истории Серебряного века, доктор исторических наук, профессор. Читать это предисловие одно удовольствие.

События книги происходят на мысе Доброй Надежды в восточной части Капской колонии в 1808-1825 годах. Здесь живут буры. Буры – это не отдельный народ, а пришлые с разных земель белые, в основном, выходцы из Голландии. На землях Капской колонии они занялись фермерством. Семья Ван дер Мерве, о которой рассказывает автор, живет в отдалении от больших городов, ей принадлежит несколько ферм, но богатыми они не считаются, поскольку для обработки полей и получения урожая необходимо прилагать адские усилия. Белым неоднократно приходится становиться рядом со своими черными рабами и пахать поле.

Мыс Доброй Надежды
Мыс Доброй Надежды

У хозяина Пита и его жены Апиды растут два сына Баренд и Николас. Они будущие наследники всего накопленного добра, но пока они малы, им разрешается вести себя не как наследникам, а подобно обычным детям. В итоге мальчики заводят дружбу с мальчишкой-рабом своего возраста Галантом и белой девочкой-сиротой Эстер. Детская дружба беззаботна и бескорыстна, первоначально дети не видят разницы ни в цвете кожи, ни в положении, главное – это идеи, разум, готовность прийти на помощь. Им весело и хорошо, даже несмотря на то, что отец несколько жесток с Барендом и Николасом, а Галант вынужден выполнять кое-какие работы по хозяйству.

Но с первых строк, которыми начинается книга, мы знаем, что детская дружба ничего не будет для них значить, во взрослом мире все определит цвет кожи и свобода. Дело в том, что книга начинается с обвинительного акта по уголовному делу. В качестве одного из обвиняемых раб по имени Галант. Всего обвиняемых 11 и все это рабы женщины и мужчины разного возраста. В вину им вменяется убийство трех белых людей и нанесение опасной раны белой женщине. Одним из белых мужчин является Николас.

Когда читаешь обвинительный акт, сразу же вспоминаешь о том жестоком обращении, которое позволяли себе белые хозяева в отношении своих рабов. И ни капли сочувствия не рождается в душе. Но писатель хочет показать нечто другое. Не наказание белых главная его идея. Бринк рассказывает читателю о том, что рабство – это, конечно же, вина господствующего класса, но негативное влияние оно оказывало не только на черных, но и на белых. Рабство растлевает души, превращает даже самых хороших людей в изуверов. Белые хозяева страдали от него не меньше, поскольку рабство не выражалось в физической величине нанесенных побоев, оно изменяло психологию человека. Души черных людей рабство также изменяло не в лучшую сторону.

Кейптаун сегодня
Кейптаун сегодня

Галант и его сообщники, были далеко не агнцами, а Николас и его семья не полностью исчадиями Ада. За спиной и тех, и других был ворох обид и преступлений. И виновно во всем было именно рабство.

Продолжу историю.

Итак, у нас есть четыре основных персонажа, в будущем появится один дополнительный, таким образом основных героев станет пять:

  1. Николас. Слабый и не уверенный в себе, немного трусливый, немного философ, до самой смерти размышлявший о том, как хорошо бы было, если бы удалось покинуть ферму и никогда не возвращаться домой, но так никогда этого и не сделавший.
  2. Баренд. Крепко стоящий на ногах парень. Жестокий в меру своего воспитания. В принципе нормальный, но с женой ему крайне не повезло.
  3. Эстер. Дочь помершего от пьянки арендатора семьи Ван дер Мерве. Воспитывалась вместе с Николасом и Барендом, но фактически выросла озлобленным волчонком, крайне неблагодарным и эгоистичным.
  4. Галант. Раб, брат Николаса и Баренда, напрямую это нигде не сказано, но намеков достаточно. Постоянно тяготится своим рабским положением. Причина во многом кроется в том, что он воспитывался вместе с белыми мальчиками и воспринимал их равными себе, никто не внушил ему обратного. Кроме того, у Галанта крайне дурной характер.
  5. Селия. Будущая жена Николаса. Такая же раздражающая особа, как и Эстер.

Всего же в этой книге около 20 героев, от имени которых ведется повествование.

Дети выросли, Николас влюбился в Эстер и решил на ней жениться, но он был крайне нерешительным парнем, потому его опередил его брат. Николас был вынужден взять в жены не самую красивую девушку по имени Селия.

Эстер не любила никого. Это вообще один из самых отвратительных персонажей этой книги, поскольку от нее в истории взаимодействия Галант-Николас-Баренд зависело очень многое. Эстер выросла на ферме отца мальчишек, но родными никогда их не считала, будучи уверенной в том, что приютившие ее люди виновны в смерти отца. Она бунтарка, но бунтарка странная. Например, выйдя замуж за Баренда, она специально его доводит до ручки – жестоко насмехается над внешностью и умом, не позволяет к себе дотронуться, противоречит в любой мелочи. При этом, когда за всем этим следует наказание, она быстро соглашается на все. Уроков не усваивает, поэтому в семье у нее сплошная битва. А мог бы быть мир, лад и любовь, Баренд действительно ее любил, просто у человека сдавали нервы.

Это, конечно же, никого не оправдывает, но мало, кто способен выдержать ту особу, в какую превратила себя Эстер. В итоге оба несчастны и делают несчастными всех вокруг, срывая свое недовольство на рабах. Настоящая бунтарка сбежала бы в город и попыталась выжить бы там, а умная сделала бы так, чтобы в семье все было ладно и хорошо. У нее для этого были все инструменты.

Николас из мечтателя превратился в крайне озлобленного типа. Ему противна жена, а она изначально добивается его любви, но получает только отказы. В итоге также озлобляется. Семейная жизнь Николаса не удалась, его мечты никогда не исполнятся, теперь он фермер.

Кто виноват? Рабство, как система. В те времена и в тех краях о верности семье и друг другу знали очень мало, женщин было меньше, чем мужчин и они были свободны выбирать себе партнера среди черных, белый же хозяин мог получить любую. Подобное развращает. Никто из героев не пытается выстроить приемлемые дружественные отношения. Белые и черные в системе рабства равны, на них одинаково негативно оно действует. Единственное преимущество белых состоит в том, что они могут отказаться от такого положения мирным путем. Но различные предрассудки и политика страны мешает им так поступить.

Галант тоже не счастлив. Он стал взрослым и наконец-то осознал, что он раб. Но, кажется, что беспокоит его не это, не отсутствие свободы, а невозможность, например, поспать до обеда, погулять, выпить, отказаться от работы. Именно это волнует Галанта, а еще то, что он считает себя умнее, смелее и лучше своих белых хозяев. Но это не так. Галант и его сородичи такие же. Их не смущает жестокость, которую проявляют к женщине или ребенку, они сами способны на ее проявление. Они любят лениться и жить за чей-то счет, поскольку считают, что раз они рабы, то само их рабское положение к этому обязывает. И это беда, ведь привыкнуть к лени, к халтурному отношению к работе, так легко.

Белые и черные ненавидят друг друга, но в тех условиях, в которых существует Капская колония, они не могут порвать друг с другом просто так. Англичане обещают рабам свободу, они очень ее ждут. Только что же будет делать Галант, когда ее получит. Где он будет спать и что есть, ему придется взаимодействовать с белыми хозяевами, а он к этому не готов. Белые не могут сказать рабам: «Уходите». Они не смогут работать одни на своих фермах. И в этом замкнутом круге нет места договору, только кровопролитию, истинного итога и цели которого не знает никто.

Вся книга – это постепенно нагнетание событий, а также противостояние двух людей, которые при других обстоятельствах, в другое время могли бы и поладить. Но не сейчас. Галант мог бы примириться со своим рабским положением, Николас мог бы обращаться с ним, как с другом, но система диктует другое, рабство уничтожает души этих людей. Именно поэтому все заканчивается так, как описано в начале – обвинительным актом.

Мне книга понравилась безумно, а еще долго буду ее вспоминать. В отличие от тех, что я читала на тему рабства, «Перекличка («Цепочка голосов»)» показывает нам то, что рабство психологически влияло на людей даже больше, чем физически. Причем одинаково влияло, как на белых, так и на черных. Только его полное уничтожение могло исправить ситуацию, да и то не сразу, а через поколения, эта идея, как мне кажется, полностью воплотилась в названии романа «Цепочка голосов». Галант мечтал, что его сын будет свободным, но автор говорил о том, что истинная свобода будет достигнута только после смерти того поколения, которое испытало на себе всю разрушительную силу рабской системы.

Роман рекомендую, однозначно. Если вы читали «Корни» Алекса Хейли и вам местами понравилось, а может даже полностью, то эта книга еще лучше. Намного лучше! Она очень противоречива, персонажи живые, хочется с ними поспорить. А я это люблю. Отзыв на "Корни" ниже

Мира вам! Пусть такие дни памяти останутся исключительно в памяти и в истории, навсегда став прошлым.

Кстати, я есть в Телеграмме и в ВК, подписывайтесь!

Читающий хомяк (о книгах с любовью)

https://vk.com/chitaihomiak