Посмотрим на парки в Москве, Берлине и Осло? Они показывают, как легко рулежные дорожки сделать прогулочными аллеями, а необъятные пустыри – любимыми у горожан местами для отдыха.
Заброшенные аэропорты или аэродромы – как плешь на теле городов. С гигантскими территориями, потерявшими прежнее значение, мегаполисы по всему миру поступают по-разному. Бывает, что на месте бывшей воздушной гавани вырастают жилые кварталы – такова судьба, к примеру, Тушинского аэродрома на северо-западе Москвы, где прямо сейчас строятся дома, школы, общественные центры и прочая инфраструктура.
Но есть и более красивые примеры перепрофилирования бывших аэропортов – оказывается, вместо них город и его жители могут получить большой цветущий парк. Ниже собрали наиболее интересные проекты в Москве и в мире.
Москва: из Центрального аэродрома им. Фрунзе – в парк с искусственными холмами
Ходынка – место знаковое для истории, причем не только московской, но и российской. Наверное, самый яркий (и одновременно печальный) эпизод произошел здесь в 1896 году, когда организованные на поле народные гуляния по случаю коронации Николая II переросли в жестокую давку. В 1910 году на Ходынке был основан аэродром, а в 1922-м – аэропорт. Именно отсюда из столицы стартовал первый международный авиарейс.
Аэродром на Ходынском поле был закрыт в 2003 году, и в течение последующих лет он медленно, но верно превращался в кладбище для авиатехники. С дальнейшей судьбой этого места долго не могли определиться: одно время даже планировалось организовать здесь музей авиации. Но окончательно территория сложилась только в 2018 году, когда здесь построили новый городской парк.
В парке «Ходынское поле» с уважением отнеслись к авиационной истории места, поэтому все благоустройство здесь так или иначе переосмысливает тему полетов, неба и свободы. Например, архитекторы не стали разбирать бывшую рулежную дорожку, превратив ее в центральную аллею-площадь. Поработали и с рельефом: так как Ходынское поле – место обдуваемое, здесь обустроили искусственные холмы, чтобы усмирить порывы ветра. На одном из таких холмов поставили качели для взрослых и детей: качаясь на них, можно наслаждаться окружающей панорамой и испытать чувство полета. Не говоря уже о более очевидных ассоциациях с аэропортом: парк разделили на зоны-«терминалы», а площадку для детей сделали в виде самолета.
Москва: из учебного аэродрома – в уютный районный парк
Еще один менее известный пример, когда на месте аэродрома в Москве возникла зона отдыха, – это Парк Летчиков-испытателей в районе Тропарево-Никулино. Учебный аэродром существовал здесь в период 1940-1980-х годов.
Впоследствии его окрестности были застроены жилыми домами, а на месте стоянки самолетов возник озелененный пустырь, об авиационном прошлом которого ничего не напоминало.
В 2021 году при благоустройстве парка здесь решили подсветить историю места и отразить в дизайне тему неба и полета. Так, у восточного входа в парк появилась скульптурная композиция в виде двух стрижей (этих птиц еще называют «асами» неба), а в центральной части – солнечные часы в виде взлетающего ввысь военного самолета Су-15. По всей территории расставили стенды со справками из истории авиации и аэродрома в Тропарево-Никулино (подробнее о парке читайте в нашем обзоре).
Осло: из аэропорта Форнебу – в парк с водным каналом
Аэропорт Форнебу был воздушной гаванью Осло около 60 лет – с 1939 по 1998 годы. Изначально построенный на полуострове, он не справлялся с возрастающим объемом пассажиропотока и быстро исчерпал возможности для расширения. Его заменил более крупный и современный аэропорт Гардермуэн, а территория Форнебу превратилась в гигантскую пустынную территорию, нуждающуюся (в том числе) в экологической реабилитации.
С момента закрытия аэропорта полуостров постепенно застраивается жилыми квартальчиками, но в центральной его части еще в 2008 году открыли общественный парк. В планировке пространства задействовали бывшее здание терминала с диспетчерской вышкой, а еще подчеркнули линию взлетно-посадочной полосы, обустроив на ней прогулочную аллею. Важной частью парка стал также водный канал и пруд – таким образом архитекторы вернули этой территории былую природную красоту.
Шанхай: из аэропорта Лунхуа – в парк на посадочной полосе
Аэропорт Лунхуа открылся в Шанхае в 20-е годы прошлого столетия и долгое время был одним из главных в городе: в разные годы он обслуживал как международные рейсы, так и внутренние, а под конец превратился в зону аварийной посадки для спасательных служб. Не так давно здесь стартовал масштабный редевелопмент территории: началось строительство новых домов и общественных зданий, а на месте бывшей взлетно-посадочной полосы в 2021 году открылся парк (Xuhui Runway Park).
Архитекторы намеренно спроектировали парк линейным: зеленная территория тянется узкой лентой длиной 1830 метров. Здесь нет витиеватых дорожек: напротив, все аллеи подчеркнуто прямые и симметричные, будто бы бывшая взлетно-посадочная полоса сама по себе заросла деревьями и разнотравьем. Кстати, часть оригинальной бетонной дорожки не стали разбирать и даже сохранили разметку.
Об авиационном прошлом этого места напоминают и неожиданные детали – например, фонари, стоящие под наклоном и по форме похожие на крыло самолета. При этом парк постарались сделать экологически устойчивым: тут высадили пышные лиственные деревья, дающие приятную тень, а еще создали водные объекты (фонтаны, болота), «питающиеся» собранной дождевой водой.
Берлин: из аэропорта Темпельхоф – в общественный… газон
Берлинский аэропорт Темпельхоф – легенда среди себе подобных. Британский архитектор Норман Фостер однажды даже назвал его «матерью современных аэропортов». Открытый в 1923 году на месте бывшего плаца для строевой подготовки, он обслуживал колоссальнейшие объемы перевозок в сравнении с другими аэропортами довоенной Европы. А уникальное здание аэровокзала длиной 1,2 километра было рекордсменом для своего времени.
Аэропорт Темпельхоф закрылся в 2008 году. Освободившуюся территорию неоднократно пытались застроить, но каждый раз любая такая инициатива категорически отвергалась жителями, которые превратили бывшее летное поле в стихийный парк. Существенных изменений пока может дождаться разве что здание аэропорта: например, в его ангарах уже селили беженцев, а сегодня все активнее обсуждают создание на его базе общественно-культурного центра.
Ну а уличная территория тем временем остается просто общим газоном. И это посреди плотно застроенного города! Жители здесь устраивают пикники, разбивают палатки, обустраивают общественные огороды, запускают воздушных змеев. Периодически территорию используют для фестивалей или гонок Формулы Е (на электромобилях).
Афины: из аэропорта Элиникон – в парк света и впечатлений
Элиникон (пригород Афин) был главным аэропортом столицы Греции вплоть до 2001 года, пока не уступил место аэропорту Элефтериос Венизелос. С тех пор освободившаяся территория не раз меняла свое назначение. Так, в преддверии Олимпийских игр 2004 года часть бывшего аэропорта переделали под Олимпийский парк, построив здесь спортивные центры. К сожалению, после Игр комплекс быстро пришел в упадок (довольно типичная история для Олимпийских парков), а в середине 2010-х годов это полупустынное место приспособили под лагеря для беженцев.
К счастью, сейчас проходит комплексный редевелопмент территории. Проект включает строительство жилых домов и общественных зданий, а еще создание зон отдыха. В конце 2021 года на месте бывшего аэропорта открылся долгожданный парк The Ellinikon Experience с огромным сухим фонтаном и яркой детской площадкой, выполненной в виде самолета. А особенно красиво это место по вечерам, когда здесь включается волшебная сиреневая и золотая подсветка деревьев.
Поставьте «лайк», если вам понравилась наша подборка и подпишитесь на канал, чтобы узнавать больше новостей архитектуры и урбанистики.
---------------------------------------
Также может быть интересно: