Из-за западных санкций Россия лишилась доступа почти к половине — примерно к $300 млрд — своих золотовалютных резервов. Их общий объем, по словам главы Минфина Антона Силуанова, сегодня составляет $640 млрд.
Эти активы — копилка государства. Их ЦБ откладывал на сложные времена, чтобы за счет них в тяжелых ситуациях обеспечивать выплату валютного долга, оплачивать критический импорт и стабилизировать валютный рынок.
Но после того, как часть активов оказалась заморожена, многие из нас задались логичным вопросом: почему эти деньги власти не хранили в России. И вот что ответил на это сам ЦБ: «Хранить резервы внутри страны или потратить их внутри страны — это все равно что не иметь никаких резервов, вообще никакой защиты от внешних кризисов».
И правда, держать такие деньги «под подушкой» — значило бы терять их покупательскую способность. Поэтому свои накопления ЦБ, как и мы, диверсифицировал и, раскладывая по разным классам активов, заставлял работать на себя: валюта помещалась в иностранных банках под проценты, ценные бумаги хранились в странах, чьи активы покупал регулятор, и так далее.
Так Банк России с 2014 года готовился к возможному наступлению двух типов кризисов:
🔹 финансовому (такие кризисы случались в 2008, 2014 и 2020 годах) — во время них сильно падают цены на российские экспортные товары и происходит резкий отток капитала из стран с развивающимися рынками. «В такие периоды нужны резервы в валютах стран, с которыми Россия ведет активную торговлю и в которых номинированы долги компаний, банков и государства. Эти валюты — преимущественно доллары США и евро», — объяснили в ЦБ.
🔹 и геополитическому. «Чтобы противостоять такому кризису, необходимы резервы, на которые не могут воздействовать санкции западных государств. Поэтому Банк России за последние годы увеличил долю золота и китайского юаня почти до половины резервов», — рассказали в Банке России.
Эти разные типы кризисов требуют принципиально разной реакции и по-разному влияют на экономику, констатировали представители регулятора. Поэтому и способов сделать так, чтобы часть российских золотовалютных резервов в долларах и евро не была заморожена, не было, уверены в ЦБ. Полностью отказаться от этих активов из-за рисков финансового кризиса было невозможно, а «безналичная валюта всегда отражается на корреспондентских счетах в иностранных банках и поэтому может быть заморожена», пояснили в Банке России.
Ответные меры
После заморозки части российских резервов в долларах и евро Москва применила по сути зеркальную меру, напомнили в ЦБ: были введены ограничение на движение капитала, запрет на продажу ценных бумаг иностранными инвесторами и запрет на вывод ими средств из российской финансовой системы. Кроме того, власти предприняли меры в отношении выплат по корпоративному долгу российских компаний и госдолгу перед держателями из стран, поддержавших санкции против России (теперь они будут проходить только с разрешения правительственной комиссии).
«То есть в ответ на заморозку части российских резервов Россия также ввела ограничения на движения средств, которые могли бы быть перечислены в недружественные страны, на сопоставимую сумму», — напомнили в ЦБ.
#новости