Продолжаем разбираться с сущностью евразийской интеграции для России в новых реалиях. Уже была публикация, объясняющая тождественность между Евразией и Россией, был также текст о понимании евразийского пути Александром Дугиным. И была статья о евразийском взгляде на Россию через учения Константина Ушинского. В новой публикации я хочу рассказать о взглядах на этот вопрос д.и.н. Константина Курылёва, одного из ведущих исследователей постсоветской интеграции в нашей стране.
Итак, профессор Курылёв утверждает, что на смену однополярному миру с гегемонией США приходит биполярный мир. Вторым полюсом становится Китай. Россия, как считает учёный, будет вынуждена встраиваться в китаецентричный антизападный мир, предлагая при этом на постсоветском пространстве свой российский проект.
С учётом позиций России на евразийском пространстве, с учётом военных ресурсов России, по мнению Курылёва, наша страна, конечно, вписывается в новую парадигму, ориентированную на Китай. Но если Китай, в новой реальности, в новом интеграционном проекте берет на себя экономические ресурсы, то Москва принимает на себя обязательства поставщика безопасности.
Таким образом, большой Евразийский проект – это интеграционное объединение, начатое с подачи России, но в котором первенство, функции «кошелька» и поставщика технологий перешло к Китаю, а за Россией остаётся задача обороны и безопасности с возможностью проецирования этого преимущества на другие регионы.
И в этой ситуации странам СНГ необходимо сделать выбор: российский проект, встроенный в китайский; или китаецентричный мир.
В случае выбора в пользу второго варианта, у восточных границ России в Центральной Азии могут возникнуть угрозы, о которых пока мы не рассуждаем громко и вслух.
Ну а для выбора постсоветскими странами пути с опорой на Россию, есть почти всё для успешной интеграции. Первый – географический фактор: проще интегрироваться со странами, имеющими общие границы. Второй – экономический: легче интегрироваться, когда экономики схожи по структуре. Третий фактор – политический: проще интегрироваться с более-менее похожими политическими режимами. Четвёртый фактор – безопасность: нынешние вызовы так велики, что проще защищать себя вместе с Россией. Пятый – фактор культуры: очень много общего. Шестой – фактор языка: все говорят на русском или понимают его.
Можно назвать ещё несколько объединяющих факторов, которые подталкивают постсоветские страны к российскому евразийскому проекту. Нет только главного – общей идеологии Евразии.
Сергей Абрамов
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.