ЮНКУН
Юнкун (Юнлă Кун) у Чуваш, это день недели - Среда. Буквальный перевод - “День Крови - Кровавый День”. У ряда народов тоже есть аналогичный день с таким же смыслом.
Надо особо заметить, что древнего описания происхождения слова Юнкун не существует. В том числе возможно и поэтому, ученые и исследователи пошли по самому “простому и легкому” пути, упрощенно связав Юнкун (день крови, кровавый день) с древними обрядами жертвоприношения, когда якобы и делали Чÿк (проливали кровь жертвенных животных и т.д.), при этом почему-то не обращая внимания на то, что кровь проливали (резали животных) во все другие дни...
Эта упрощенная версия теперь наиболее распространенная и “общепринятая”...
Но были и есть исследователи (в первую очередь те, кто глубоко занимаются и владеют темой Традиционной Веры Чуваш), которые имеют абсолютно противоположную точку зрения, они считают что ЮНкун имеет наоборот - ТАБУированное начало, т.е. ЗАПРЕТ на пролитие крови именно в ЮНкун. Подчеркиваем то, что у Чуваш Традиционной Веры Главным религиозным, культовым днем обрядов/праздников был и остается - Четверг/Кĕçнерникун (пример, древние - Мăнкун, Шилĕк пăтти, Çимĕк, Юпа, Кĕр сăри и т.д. Конкретный исторический пример из даты прибытия "посольства" в Волжскую Болгарию к правителю Алмушу: "наше прибытие к нему было в "воскресенье", когда прошло 12 ночей месяца мухаррама 310года (т.е. 12 мая 922г.)… Итак, мы оставались в воскресенье, понедельник, вторник и в среду палатках, которые были разбиты для нас, пока он не собрал царей, предводителей и жителей страны, что бы услышать чтение письма. Когда же наступил Четверг, и они собрались..."). Тогда как в Среду-Юнкун, только начинается подготовка к празднику-обряду (мытье в бане, различные приготовления и т.д.).., или же среда предваряет (как в случае с Калăм) главный День праздника. При этом мы ОСОБО отметим то, что в древности у предков Чуваш, день начинался с “ВЕЧЕРА”, т.е. современный вечер среды-юнкуна, это начало нового дня-четверга. Пример /д.и.н. Салмин А.К./: “...Мăнкун начинается с Калăма в среду; в Четверг непосредственно начинается Мăнкун, который буквально называется “днем духов предков”. Этот праздник отмечается всем этносом, во всех домах, в один и тот же день - Четверг.” Исходя из того, что в некоторых источниках пошло неверное (как “главного обрядового дня”) толкование юнкуна, приведу примеры “Главности” Культового дня - Четверга: четверг в определенных обрядах называется и “днем свечи”, и “днем выхода мертвых” (когда духи предков-Ваттисем, приходят домой в Мăнкун, Çимĕк, Кĕр Сăри). Д.и.н Салмин А.К.: “Çимĕк - непосредственное начало - в Четверг, который переходит в Пятницу” (как мы объясняли ранее: пятница-наступает вечером в четверг), и согласно верованию чувашей, духи предков пребывают у родственников с четверга Мăнкун до четверга Çимĕк. Очередной пример на Кĕр Сăри, когда “... четверг утром колют кур-петухов; в четверг-пекут блины...”. На этих примерах хорошо видно, что все основные мероприятия (в том числе пролитие крови жертвенных животных) и празднования приходятся на Четверг (в ряде случаев переходя и на Эрнекун-Пятницу, который в свою очередь, стал выходным под влиянием ислама). Тогда как юнкун, больше выделен как “банный и день очищения”, как день подготовки к праздникам/обрядам, и в юнкун у Чуваш ранее был главный базарный (в том числе день - “Юнкун Пасарĕ” (где нередко и покупали жертвенное животное). Опять таки, пример - основное время свадеб у чуваш было на Çимĕк (в том числе в этот и последующий день, т.е. Четверг-Пятница), а исследователи Чувашской Веры знают, что похоронные обряды Чăн Чăваш перекликаются с свадебными обрядами (“виле туйĕ”) , и какая свадьба (пища, еда, угощения) без “пролития крови животных”.
А теперь вспомним, что у многокомпонентного Чувашского народа - древнейшие Индо-Иранские корни, и первичная основа Древней праЧувашской Веры - Зороастризм.
Один из лучших знатоков (жил этой философией, мировоззрением) Чувашской Традиционной Веры - И.А. Дмитриев-ТРЕР (после смерти, кстати, кремирован) указывал именно на запрет и табу пролития крови в Юнкун, и объяснял это, в том числе, так: “...в среду-Юнкун, была пролита кровь нашего пророка Заратустра, когда он (Заратустра) был коварно убит (колдуном Брат-реш Тур) ударом меча в спину...”
Перекликается с этим и другой более ранний исторический миф: “...когда чувашские предки сражались с арамеями Саргона Первого, Тор (Торă/Турă) был ранен в Юнкун месяца Пуш-Март 2316года д.н.э., накануне весеннего равноденствия; а воскрешение и вознесение раненного Торă в небеса, произошло в третий день после Равноденствия...”
Подтверждением Табуированности и Запрета на пролитие крови в Юнкун может служить и то, что часть т.н. Истинных Чуваш (чуваши Традиционной Веры) - Чăн Чăваш, сохранили поверье, согласно которому категорически нельзя было хоронить в Среду - “Юнкун виле пытарма юрамаç”. А как мы знаем, при смерти (отходе Души) и похоронах (как можно быстрее, исконно - в тот же день /или на следующий день/) надо было проливать кровь - отрывать голову курице (или петуху), закалывать (проливая кровь) животное для “тризны и поминок”...
P.S. Этой заметкой, мы не претендуем на истину, а только хотим приблизиться к истине. Пишите свое видение: в первую очередь интересуют близкие к аутентичности - традиции и обряды Чуваш Традиционной Веры, перекликающиеся с этими днями...