Найти в Дзене

Одежда и песни крестьян Владимирской губернии

Говоря о туризме и краеведении обычно рассказывают о достопримечательностях и каких-то исторических событиях. Но не редко забывают такой малоизученный пласт, как этнография, которая открывает для нас о быт, традиции и обычаи, культурные особенности той или иной местности. Это не только интересно, но и полезно знать, чтобы лучше понимать культурный код того или иного народа, в том числе и свой - того региона, где ты живешь. Даже сейчас, когда какие-то особенности в укладе жизни в разных регионах России практически нивелировались - все мы носим практически одну и ту же одежду, ездим на похожем транспорте, ходим в похожие магазины, мы все равно можем понять, откуда человек родом. Самое простое - по акценту. Например, многие жители Вологодчины "окают", пермяки тоже имеют характерный акцент. Во Владимирской области, еще в середине прошлого столетия даже жители областного центра "окали" - сам Юрий Левитан не сразу смог избавиться от этого владимирского диалекта. Сейчас мы редко слышим, как

Говоря о туризме и краеведении обычно рассказывают о достопримечательностях и каких-то исторических событиях. Но не редко забывают такой малоизученный пласт, как этнография, которая открывает для нас о быт, традиции и обычаи, культурные особенности той или иной местности. Это не только интересно, но и полезно знать, чтобы лучше понимать культурный код того или иного народа, в том числе и свой - того региона, где ты живешь.

Даже сейчас, когда какие-то особенности в укладе жизни в разных регионах России практически нивелировались - все мы носим практически одну и ту же одежду, ездим на похожем транспорте, ходим в похожие магазины, мы все равно можем понять, откуда человек родом. Самое простое - по акценту. Например, многие жители Вологодчины "окают", пермяки тоже имеют характерный акцент. Во Владимирской области, еще в середине прошлого столетия даже жители областного центра "окали" - сам Юрий Левитан не сразу смог избавиться от этого владимирского диалекта. Сейчас мы редко слышим, как даже пожилые жители Владимира говорят с акцентом. А еще раньше, до революции, такая индивидуальность каждого края была еще более ярко выражена посредством традиционного костюма. В каждой губернии он был разный, имел свои характерные особенности, дресс-код, можно сказать.

Разумеется, хранителями этого "дресс-кода" местности были крестьяне. Поэтому этнографам интересен именно русский крестьянский костюм. Не путайте, пожалуйста, традиционный костюм со стилизацией, которую обычно можно увидеть на сцене и в кино. У таких костюмов мало общего с исконно русским, они редко, почти никогда не отражают всего многообразия и смысла русского традиционного народного костюма. Во Владимирской губернии он был таким.

На просторах Владимирских полей в традиционном костюме Владимирской губернии
На просторах Владимирских полей в традиционном костюме Владимирской губернии

Этот костюм - точная реконструкция традиционного костюма Владимирской губернии. Образец был взят с музейного экспоната, коих именно наших, владимирских, почему-то очень мало. В частности, это реконструкция костюма северных уездов нашей губернии. Даже на уровне отдельного региона существовало немало внутренних отличий. Согласно материалам этнографических экспедиций, во Владимирской губернии богаче одевалось крестьянское население в уездах, где существовало какое-то производство. Там, где преобладало сельское хозяйство - одевались, как правило, гораздо проще.

Сохранилось описание традиционного костюма Меленковского уезда:

"...женщины носят сарафаны из грубой, синей холстины, или толстого сукна того же цвета, с нашитыми спереди двумя, одна возле другой, пестрыми, красно-желтыми тесьмами, в промежутке их насаживаются изредка медные пуговицы-старинной формы орехом. Вообще наряд крестьян в Меленковском уезде, имеет характер русского национального костюма и, по простоте своей, более патриархален, чем у заводского населения (Гусь, Веркуцы, Дощатое, Золотково и проч.), где платье отличается уже покроем городских мод, как и самый образ их жизни".

Как видите, костюмы из тканей, украшенных рисунком, в Меленках обычно женщины не носили. В отличие от представительниц северных уездов, чей костюм представлен мной на фото. Но здесь можно проследить и кое-что общее. Например, синий цвет - он считается основным, эталонным для традиционного костюма Владимирской губернии. Также можно отметить, что нашему, владимирскому, костюму, присуща лаконичность, простота, гармония красок. Чего не скажешь о костюмах многих других губерний, которые не редко отличаются пестротой красок.

Отличия в костюмах разных губерний были не только в крое сарафанов и рубах, цветах тканей, деталях, но и в украшениях. Самым запоминающимся таким украшением, отличавшим женщин Владимирской губернии и ставшим нашей визитной карточкой - это Владимирский кокошник. Отличался он своими невероятными размерами - до 60 см в высоту и формой, напоминающей месяц - два его окончания заострены книзу. Из-за чего его еще называют "двурогим". Русские этнографы характеризовали Владимирский кокошник так: "На голове носят почти вертикально стоящую доску, вышиною чуть более аршина (то есть более 50см.). Сей тягостный убор, как они сами признаются, называется КОКОШНИК". Расшивался он золотой нитью, жемчугом, камнями, позументом - шитой золотом, серебром или цветной мишурой тесьмой. Владимирский кокошник вы часто можете увидеть в советских фильмах-сказках.

Носили такой кокошник, конечно, не каждый день. Существовала масса головных уборов, которые надевали женщины в зависимости от своего статуса (замужняя, незамужняя), случая. Самым распространенным головным убором был платок. Наши с вами прабабушки знали невероятное количество способов их ношения. И в каждой губернии, опять-таки, существовал какой-то свой особенный. Множество красивых узорчатых платков выпускали и наши губернские ткацкие фабрики. Например, наш знаменитый карабановский кумач. В наши дни до сих пор используют орнаменты этих старинных тканей.

Ситцевый платок мануфактуры Барановых, с. Карабаново Александровского уезда. Механическая печать, нач. XX в..
Ситцевый платок мануфактуры Барановых, с. Карабаново Александровского уезда. Механическая печать, нач. XX в..

Кроме кокошников у женщины носили немало украшений. Особенно красивыми были серьги. Стоит рассказать о более старинном виде серег - жемчужных серьгах. Сейчас этот способ их изготовления уже редко используется - в магазинах таких ювелирных изделий точно не встретишь, разве только на заказ мастер сделает. И то не факт. Отличались они от классических, в нашем понимании, сережек тем, что жемчуг не вставлялся в металлическую заготовку, а нанизывался на нити, сплетался и надевался на металлическую основу. В старину именно жемчужные серьги считались главным праздничным украшением русской женщины. Изготавливали их из отечественного жемчуга. В те времена в России существовал особый жемчужный промысел на реках. Работали жемчужные фермы и на Оке. Но при Петре I жемчужный промысел приказал долго жить. Это тема для отдельной статьи или дискуссии. А сейчас лучше полюбуемся старинными серьгами Владимирской губернии. По этим ссылкам вы найдете интересные образцы этнических https://ya.cc/m/3Kf7gq и украшений в русском стиле https://ya.cc/m/3Kf7tp

По-особенному нарядившись и украсив себя, можно было и выйти на праздник. Справлялись они по-разному - и на улице, и в домах. Также нарядиться можно было и для других целей. Например, во Мстере существовала такая традиция. Незамужние девушки, заранее сговорившись о нарядах, несколько дней подряд выходили и гуляли по улицам, где их поджидали незамужние молодые люди. Девушек неизбежно в этих "смотринах" сопровождали молодые замужние женщины. Вообще Мстера была особенным, выделяющимся среди остальных, селом Владимирской губернии. Здесь существовал и особый уклад жизни, и сама Слобода Мстера была развита куда более многих сел Владимирской губернии. Даже Мстерский монастырь отличался богатым убранством.

Храм Богоявленского монастыря в книге начала XX в.
Храм Богоявленского монастыря в книге начала XX в.

До наших дней Богоявленский храм во Мстере дошел в изменившемся виде. Но он не менее прекрасен. Его живописный вид на косогоре реки мы запечатлели в своих открытках. Это необычное село мы планируем посетить во время экспедиции 7 мая.

Во всех уездах Владимирской губернии праздники, да и любые гуляния, сопровождались звучным пением народных песен. Во Владимирской губернии существовали свои версии известных русских народных песен. Отличались они текстовкой, то есть словами. Например, владимирская версия знаменитой "Кузницы":


Вдоль улицы, мимо кузницы,
Во кузнице — молодые кузнецы;
Они бьют, куют, наваривают,
Меня младу, приговаривают:
«Молодушка, молода,
Подикось ты к нам суда!
Скуем тее два замочка со ключом»...
Ты кому ларец достанется?
— Достанусь я старой баушке…
Из ружьеца, стара мужа пришибу!..

Традиционно исполняли ее после Вознесения, то есть на 40-й день после Пасхи. И таких народных песен Владимирской губернии немало. Не менее интересны колыбельные крестьян разных уездов нашей губернии. В одной из книг XIX века я нашла тексты колыбельных, которые записали этнографы во время экспедиций по нашей губернии. Среди них встречаются сюжеты, достойные фильмов ужасов. Оставлю в качестве примера

-6

Это, кстати, еще не самая страшная колыбельная. Но и добрых колыбельных встречается тоже немало. Послушайте, например, эту, в моем исполнении колыбельную "Баю-бай у кота".