Разделение ответственности: когда нужно и не нужно позволять ребенку принимать решения
Вообще, родитель — это на самом деле серьезная проблема в жизни ребенка, потому что ребенок — это абсолютный заложник своих родителей, и они могут с этим заложником делать все, что угодно.
Я часто в разных интервью и вебинарах говорю о ситуации, которую нередко наблюдаю: как после первого дня занятий в LGEG какой-нибудь прекрасный папа обращается к своему четырехлетнему сыну: «Ну как, тебе понравилось? Давай посоветуемся, будем мы сюда ходить или нет?» И это же катастрофа.
А мне говорят: «Надо мнение ребенка уважать!» Конечно, надо. А чьё не надо? Я вообще всегда за тотальное уважение человеческой личности. Другой вопрос, что ребенок проживает разные этапы взросления. И бывают моменты, когда его физический рост опережает психологическое и интеллектуальное развитие, это абсолютно нормально.
Если ребенку три года, то у него есть возрастные особенности, как, впрочем, и в любом другом возрасте. Он что-то может, а что-то еще не может. И, когда мы пытаемся апеллировать к абстрактному мышлению или способности принимать решения, нужно сначала понять, а есть ли у него эти умения в его возрасте.
И часто эти прекрасные прогрессивные молодые родители, придавленные, возможно, в детстве авторитарностью, нахлебавшись этого, теперь выступают за абсолютную свободу. И вот меры уже нет ни малейшей. «Ты должен принять решение», — говорит такой родитель ребенку. А человеку напротив 3,5 года и ему вообще не очень понятно, что происходит. Что должен, кому, он просто не понимает эту фразу. Принять решение — тут он не до конца осознает, но догадывается, что от него что-то надо, что-то хотят. И вот тут начинается серьезная проблема: это ведет к абсолютному крушению мира маленького человека. Мировосприятие ребенка такое: он еще не знает ни про Бога, ни про что другое, единственное, что он знает — есть родители, которые в его картине мира этим миром управляют. И вот тут эта вселенная, которая должна всем управить демонстрирует, что она не знает, как управить. И для маленького человека это абсолютное крушение всего.
Тут надо понять: если ты спрашиваешь такое у ребенка в 10 лет, то это хоть как-то адекватно. А когда ему 3 или 4 года, он просто не способен справиться с внутренней нагрузкой, которую на него возложили.
Как понять, где проходит эта граница между авторитарностью и демократией в отношениях родителей и детей?
Вообще, это же очень важный момент в детско-родительских отношениях: понять, где проходит грань между уважением и страхом, между уважением и отсутствием границы. Как понять, где проходит эта граница свободы?
Я за базовую родительскую грамотность. Каждый человек, который является или собирается стать родителям, может послушать любой качественный базовый курс по возрастной психологии, чтобы понимать, что имеет смысл говорить ребенку в таком-то возрасте, а что не имеет.
А дальше уже есть понятие знания своего ребенка, чувствования его, и это большая работа и ответственность каждого родителя.
И это применимо и к маленьким детям, и к подросткам.
Границы — это же не только про образование и воспитание, это вообще про любые отношения, это про чувство меры, такта и вкуса, которое применимо к чему угодно: к искусству, к науке, к образованию, ко всему.
«Я убеждена, что человек, который стоит перед классом, перед ребенком, всегда выполняет некоторую функцию ролевой модели».
Следование определенным ролям - это важная часть выращивания нового поколения.
Одна из очень больших проблем многих школ в том, что учитель — это часто просто какая-то функция. А я убеждена, что человек, который стоит перед классом, перед ребенком, всегда выполняет некоторую функцию ролевой модели. И она может быть для ребенка привлекательной или отталкивающей.
Например, у нас очень молодой состав сотрудников, и очень важно уметь выставлять границы, которые человек захочет и сможет поддерживать, интонационные правила игры. Дети ведь всегда знают, кто в доме хозяин, они отлично нас считывают.
А еще в рамках LGEG у нас существуют разные выездные программы. И важно, что там инструкторы — это часто наши бывшие ученики, совсем молодые люди, и могла бы возникнуть ситуация, что, если инструктору, например 19 лет, а тебе 14, и он с тобой носится в футбол, то совсем дрова могли бы получиться с точки зрения выстраивания границ, но нет, эти люди пользуются невероятным авторитетом у детей. Почему? Потому что этот человек для детей безумно интересен. И это уважение основано на его харизме, отличном знании какого-то предмета и умении устанавливать границы. И, к сожалению, это мало зависит от возраста. Он это либо умеет, либо нет. И наша задача постараться окружить наших детей людьми, которые это умеют.