Буддийский храм «Дацан Гунзойчойнэй», построенный к 1915 году (архитектор Барановский), является редким и необычным памятником истории культуры. В архитектуре дацана отразились традиции разных культур: тибетского буддизма и модерна. Романтическая настроенность модерна прослеживается в создании витражей, мозаик, узорных решеток, - всё это нехарактерно для архитектуры традиционных храмов северного буддизма.
У петербургского буддийского храма непростая судьба. Во время Гражданской войны дацан разграбили, в нём была устроена казарма для красноармейцев. Была сожжена библиотека, потеряны многие реликвии, утрачены все архивные документы основателя и настоятеля дацана А. Л. Доржиева. Разбита статуя Будды, в которой мародёры искали сокровища. Пропали даже дверные ручки и шпингалеты. Благодаря ламе А. Л. Доржиеву в 1924 дацан удалось отреставрировать и вновь открыть с разрешения советской власти. В 1937 храм был окончательно закрыт после ареста и расстрела всех оставшихся при храме монахов, они обвинялись в создании «контрреволюционной шпионской организации». Среди расстрелянных был известный ученый-востоковед, монголист Б.Б. Барадийн. Много лет дацан использовался не по назначению. Сначала здание было передано спортивной школе, а многие ценности отправлены в Музей религии и атеизма. Во время финской войны с храма сняты все позолоченные и блестящие украшения, которые могли стать ориентиром при обстреле города. В годы Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция НКВД, которая оставалась там до 1960-х, пока здание, благодаря стараниям Юрия Николаевича Рериха, не было передано Академии Наук (здесь находились лаборатории Зоологического института). В 1968 году петербургский храм был объявлен памятником архитектуры местного значения. С 1990 года начал возрождаться.
Витражи сохранились в световом потолке над главным залом, а также в поясе его ограждения. Как известно, Николай Рерих внес неоценимый вклад в создание убранства интерьеров петербургского храма: был руководителем работ и автором эскизов к витражам и другим элементам храмовой декорации главного зала. Так, по его эскизам были выполнены стилизованные под модерн цветные витражи светового фонаря и плафона. Витражи Николая Константиновича изображают восемь буддийских «символов счастья»: зонт, золотые рыбы, ваза, цветок лотоса, раковина, узел, штандарт (знак победы), колесо с 8 спицами.
Классический тибетский тип буддийского храма традиционно не имеет витражей: свет в главный зал проникает сверху через световой фонарь на крыше («рабсал») и падает на выложенный цветными плитками на полу восьмилепестковый лотос.
При реконструкции петербургского храма в 2010 удалось обнаружить уникальную особенность архитектуры: в день зимнего солнцестояния солнечные лучи, проходя сквозь витражные окна главного зала, освещали лицо статуи Будды на алтаре и две танки по сторонам от нее. Об этом есть упоминание в документах, относящихся ко времени строительства храма. И этот замысел создателей храма подтвердился, когда в три оконных проема были установлены новые витражи со специальными прозрачными вставками для лучей зимнего солнца. Витражи были собраны из цветного стекла по эскизам художницы Елены Зонхоевой. Витражная композиция состоит из трех панно: «Пять подношений органам чувств», «Дракон солнечный» и «Дракон лунный». Остались витражи, которые ещё ждут реставрации.
Витражи несвойственны буддийской архитектуре и являются данью увлечению начала XX века, модерну, при этом (несомненно, благодаря таланту создателей) очень органично вписываются в интерьер петербургского храма.
_______________________________________________________________-
Мы работаем с 1987 года. Выезд специалиста в пределах ЦФО. Доставка по России.
Мы знаем и любим своё дело!
#витражи #дацан #буддизм в россии #витраж на заказ