Здравствуйте! Продолжая рассказывать о занятости людей с инвалидностью в России, хочу обратить ваше внимание на некоторые изменения в законодательстве РФ, вступившие в законную силу с 1 марта 2022 г.
С 01 марта 2022 г. регулирование вопросов установления квоты для приема на работу людей с инвалидностью осуществляется в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Ранее эти вопросы регулировались нормами Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Закон «О занятости населения в Российской Федерации» был дополнен новой статьей 13.2, в которую включили нормы, связанные с квотированием рабочих мест для людей с инвалидностью. Давайте посмотрим, что изменилось, а что нет.
Напомню, что квотирование рабочих мест - это их резервирование для приема на работу людей с инвалидностью. В свою очередь, квота – это минимальное количество рабочих мест, предназначенных для трудоустройства людей с инвалидностью.
Начну с главного
Теперь на законодательном уровне установили, что квота для приема на работу людей с инвалидностью считается выполненной работодателем после приема на работу работника с инвалидностью и заключения с ним трудового договора.
Это очень хорошая новость. Закрепление на законодательном уровне этого момента не будет давать поводов для споров о том, когда обязанность работодателя по квотированию рабочих мест считается выполненной.
Принял на работу работника с инвалидностью - квоту выполнил. Выделил в счет квоты непонятные и абстрактные вакансии, на которые никогда не устроится человеку с инвалидностью, – квоту не выполнил.
Давайте теперь по порядку
1. Размер квоты остался на прежнем уровне:
до 3% - для работодателей с численностью работников от 35 до 100
и 2-4% - для работодателей с численностью больше 100 работников.
Конкретный размер квоты устанавливается региональным властями.
2. Как и прежде, при исчислении квоты для приема на работу людей с инвалидностью в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
3. С учетом новых поправок при расчете квоты численность работников работодателя определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств. Для филиалов и представительств организаций квота устанавливается самостоятельно.
4. На законодательном уровне закрепили, что деятельность государственных центров занятости направлена, в том числе на содействие работодателям в выполнении квот для приёма на работу людей с инвалидностью.
Информационным партнером публикации является компания Гарант, предоставившая доступ к справочно-правовой системе.