Найти тему
Заметки мамы-училки

"Не буду пересказывать". Как проверить, что ребенок прочитал и что из этого запомнил. Увлекательные приёмы привлечения любви к чтению

Оглавление

Бывает ли у вас так: говорите ребёнку, чтобы он почитал книгу, а сами над ним не стоите со свечкой: идёте работать или заниматься домашними делами. Просите потом пересказать, а он кричит: "Не буду пересказывать!"

Как проверить, что он действительно читал, ведь он мог и не читать? И тут вопрос не доверия, а, скорее, серьёзной нелюбви к чтению. А если действительно читал, то что запомнил, что отложилось в памяти? Бывает же чтение чисто механическое, вроде читаешь, а ничего не понимаешь.

Эти вопросы иногда волнуют и меня, как маму ребенка- младшеклассника. И я понимаю, что заставлять его просто пересказывать текст - это скучно для него.

Как учителя, это меня тоже волнует. Многие дети читать вообще не любят, делают это "на отвали", плохо пересказывают, плохо запоминают прочитанное, надеются, что учитель их не спросит на уроке.

Что я обычно делаю, делюсь опытом

В своём классе я как-то вела факультатив после уроков "Чтение с увлечением". Он был необязательным, но на него с удовольствием ходил почти весь класс. На факультативе я старалась использовать разные увлекательные методы и приёмы привлечения любви к чтению.

О многих из них я уже писала. Приведу примеры ещё нескольких приёмов. Возможно, они будут полезны и вам. Необязательно все сразу, но какой-то приём точно войдёт в ваш арсенал.

  • Чтение по ролям или частями. Когда дети читают рассказ по абзацам или по ролям, если произведение позволяет. Этот приём для тех детей, которые не любят долго и нудно читать.

С мамой дома тоже можно читать по пол страницы или по абзацам.

  • Придумываем свои иллюстрации к произведению. Я тоже рисовала свой рисунок на доске, заряжая своим примером учеников. В процессе рисования ненавязчиво расспрашиваем ребенка, что он изобразил, какой момент, что было до этого момента, что после. Тем самым мы проверяем, как он запомнил сюжет, что отложилось в голове.
  • Литературные викторины, тесты, игры, конкурсы. Почти на все произведения можно найти какую-нибудь викторину или тест. Если ребенок не хочет пересказывать то, что прочитал, задайте ему несколько вопросов с вариантами ответов, загадки, дайте олимпиадные задания, вопросы с подвохом.

Мои ученики просили делать им викторины на каждом занятии. Дети обычно такие приёмы любят за их нескучность. А для нас это будет способом проверить прочитанное. Викторины просто нахожу в интернете, иногда попадаются хорошие идеи квестов.

  • "Угадай, кто я". Помните такую игру, в которой на лбу у игроков "висит" название какого-то персонажа, и его надо отгадать с помощью наводящих вопросов. При этом карточку с персонажем видят все, а вот сам игрок не видит, что написано у него на лбу. Вопросы можно задавать такие, на которые можно ответить только "да" или "нет".

К чему я веду. Обычно я уславливаюсь с учениками (но чаще всего я играю в эту игру со своим сыном дома), что персонажи будут только из одного конкретного произведения, которое мы только что прочли. Имя героя или название животного, главного или второстепенного, (а я люблю загадывать редко встречающихся героев) пишем на маленький листочек и приклеиваем ко лбу обычным скотчем. Задаём вопросы, отгадываем друг друга. По этим вопросам понимаем, насколько хорошо ребенок читал произведение и читал ли вообще.

Эта игра хороша не только в качестве проверки прочитанного, но и просто интересная семейная игра. Играем часто.

  • Сказочник-сочинитель. Данный способ хорошо подходит детям, которые не очень любят рисовать иллюстрации из второго приёма, а любят говорить, фантазировать и сочинять истории.

Это как раз про моего сына.

Изображения с сайта pxhere.com
Изображения с сайта pxhere.com

Для этой игры мы берём имена/названия всех героев прочитанного только что произведения, желательно выписать их на отдельные маленькие листочки. Сюжет произведения можно изменить, а можно не менять, а просто добавить некоторые придуманные дополнительные моменты.

Говорим ребенку, что он сказочник и надо будет придумать историю в жанре. Далее ребенок выберет жанр, в котором он будет пересказывать то, что прочитал, используя для наглядности листочки с именами героев.

Жанры такие: сказка, драма, мелодрама, трагедия, детектив, ужасы, триллер, комедия, репортаж с места событий, научный доклад.

Участвуют все, даже родители. Даётся несколько минут, чтобы сочинить про себя свою историю, а потом рассказать её вслух.

Выглядит это так. Я выбрала жанр комедии. Историю про, например, Серую шейку я рассказываю, добавляя комичные моменты. Последовательно по мере своего рассказа выставляю на стол листочки с именами персонажей из этого произведения.

Вот 5 увлекательных для всей семьи приёмов, которые помогут проверить ребенка и привлечь интерес и любовь к чтению и домашним заданиям по литературе.

Ставьте "нравится", подписывайтесь на канал.