В одном из арабских описаний древней Руси читаем: «У русов есть самовластный царь, который титулуется буладмир, так же, как царь тюрков зовётся каган».
Так писал в начале 12 века Шараф аз-Заман Тахир из Мерва. Слово «буладмир» историки единодушно считают искажённым именем Владимир. Любопытно указание источника на то, что Владимир – не имя, а титул на языке носителя, подобно титулу каган (великий хан) у тюрков.
Имя Владимир мы сами легко этимологизируем из славянских корней – «владей миром». Действительно, «владыка мира» вполне подходит для титула правителя. Могло ли быть так, что у славян оно первоначально было титулом, и лишь потом стало заурядным личным именем?
Только для правителей
Кстати, привычная нам этимология этого имени – что называется, народная. Это её позднее осмысление, а не исходное значение. Филологи считают, что основа «-мир» не означает наш подлунный мир. Она перешла в славянские имена из германских языков. На это указывает широкое распространение имён с такой основой у готских королей 5 века: Теодемир, Валамир, Видимир. В готском языке корень «mers» означал «великий».
Получается, что Владимир — это «владеющий великим» или, скорее, «великий владыка». На то, что это имя было не обычное, а присущее исключительно княжескому роду, указывают два обстоятельства.
Первое: киевский князь Владимир был крещён и получил христианское имя Василий (в честь своего шурина, византийского императора). Но в летописи он продолжал именоваться Владимиром. И это происходило задолго до того, как Владимир был канонизирован. Следовательно, Владимир – не просто языческое личное имя. Оно сродни титулу.
Второе: за пределами княжеской династии лица по имени Владимир появляются в русских источниках довольно поздно, веке в XVI, вряд ли раньше.
Аналогичная ситуация с некоторыми другими «языческими именами» русских князей христианского периода. Мстислав, Изяслав, Святослав, Ростислав, Ярослав, Святополк, Ярополк, так же, как и скандинавские Игорь/Ингвар и Олег, употребляются в летописях преимущественно перед крестильными именами их носителей из княжеского рода.
Итак, всё свидетельствует о том, что арабский географ был прав, и что имена русских князей были не просто их личными именами.
Преимущественно это относится, по-видимому, к имени Владимир. На него надо особо обратить внимание, потому что это единственное княжеское имя на Руси с основой «-мир». Хотя у западных славян сохранились ещё имена с такой же основой, например, Яромир.
Показатель славянизации древних русских князей
Русский корень «влад-» в смысле «владеть, обладать, господствовать», этимологически тождествен древнегерманскому корню «walda». Оба корня восходят, по-видимому, к общеиндоевропейским формам или, самое позднее, к тем временам, когда ещё не произошло разделение германцев и славян (I тысячелетие до н.э.).
В связи с этим давно высказана версия, что Владимир, несмотря на свою явно славянскую форму, может быть переосмысленным заимствованием у скандинавов имени/титула Вальдемар. Значение обоих имён практически тождественно, что должно было облегчить заимствование и усвоение.
Действительно, если основа «-мир» в имени Владимир исходно не славянская, может быть, то же самое и с основой «влад-» («wald-»)? Но большинство специалистов отрицает такую возможность и утверждает, что скандинавы заимствовали у славян имя Владимир в форме Вальдемар, а не наоборот. Помимо лингвистических аргументов, указывается и на точный исторический факт. Имя Вальдемар становится известно у скандинавов значительно позже имени Владимир у славян. Первый король по имени Вальдемар правил Данией только во второй половине 12 века.
Но очевидно, что Владимир – не просто имя, и Тахир аль-Марвази был близок к истине, понимая его как титул правителя.
В связи с этим важно осмыслить, когда и почему князья Руси начинают называться славянскими именами-титулами вместо германских. Первым таким князем является в летописях Святослав Игоревич, отец Владимира. Святослав, по аналогии и судя по корням слова, тоже особое титульное имя, не просто личное.
Примечательно, что он почему-то не сразу стал править после смерти своего отца Игоря. Долго регентшей государства была его мать Ольга. В большинстве летописей обычно говорится, что он был в то время ещё младенцем, но есть немало указаний тех же летописей, позволяющих в этом усомниться.
Многое тут, возможно, навсегда останется неясным. Но с большой долей вероятности можно полагать, что начало титулования русских князей славянскими торжественными именами знаменовало переход какого-то важного рубежа в славянизации иноплемённой правящей верхушки Древнерусского государства и её сближении с подвластным народом.