В нынешней ситуации, на фоне санкций особенно важен вопрос о пассажирских самолетах большой дальности и пассажировместимости.
Дело в том, что в России не делались "тяжелые формы" на широкофюзеляжных иномарках. Самолеты для этого гоняли в другие страны. В отличии от Б737 и А320, полный цикл обслуживания которых был освоен российскими компаниями.
Соответственно недалек тот день, когда возможна полная остановка парка широкофюзеляжников и на этом фоне вопрос возвращения в эксплуатацию уже построенных Ил-96 становится актуальным.
При этом я бы не стал рассчитывать на то, что в короткие сроки получится ускорить производство новых Ил-96 на ВАСО, более 2-3 самолетов в год. Там целый ворох проблем, решить которые быстро не получится.
Итак, давайте посмотрим сколько Ил-96 можно теоретически восстановить в короткие сроки.
RA-96002. Первый серийный, использовался для испытаний и грузоперевозок. Около 7 лет стоит на хранении в Жуковском
RA-96005. Бывший аэрофлотовский "Валерий Чкалов". Налетал больше 50000 часов, разукомплектован, находится в Шереметьево. Вряд ли целесообразно восстанавливать.
RA-96006. Бывший борт "Домодедовских авиалиний". Десять лет стоял на поле в Домодедово, потом был восстановлен для разового перелёта и теперь находится в Жуковском. По неофициальной информации перегоняли для переделки в грузовик, но не сложилось по экономическим соображениям. Налет около 22000 часов, теоретически восстановить можно.
RA-96009. Ситуация аналогичная RA-96006. Налёт почти такой же.
RA-96011. Бывший аэрофлотовский, находится на хранении на территории ВАСО. Предполагаю, что может быть восстановлен в разумные сроки, но у этого борта налёт больше 50000 часов.
RA-96015. Ситуация аналогичная RA-96011. Тоже находится на территории ВАСО.
RA-96013. Третий бывший борт "Домодедовских авиалиний". Тоже находится в Жуковском, но перед этим почти 10 лет стоял "в поле" в Домодедово. Налёт примерно 18000 часов.
Ну и к этому списку можно добавить два Ил-96-400Т, которые строились для авиакомпании "Полёт". Их построили 4 штуки, два из них переделали в специальные версии и они сейчас эксплуатируются. Оставшиеся два находятся на ВАСО и могут быть восстановлены до лётного состояния в разумные сроки. Налёт у них совсем небольшой , чуть больше 1000 часов.
В итоге, из всего списка теоретически могут быть приведены в лётное состояние шесть самолетов: четыре Ил-96-300 в Жуковском и два Ил-96-400Т в Воронеже. Повторюсь, восстанавливать аэрофлотовские вряд ли имеет смысл в силу их большого налёта.
Косвенно мои предположения подтверждает такая новость от Интерфакса:
"Авиакомпания S7 возьмет самолеты Ил-96 и Ил-86, сообщают коллеги со ссылкой на главу Минтранса Виталия Савельева.
"Сейчас S7 по моей протекции, я с Мантуровым договорился, забирает пять машин - два 96-х "грузовика" и три 86-х. Будет достраивать их, и будем летать", - объявил министр в Совете Федерации."
Видимо Савельев перепутал Ил-86 и Ил-96, тогда новость выглядит логичной. Любопытно в какой версии будут восстанавливать борта - в грузовой или пассажирской.