Народный артист СССР Василий Семенович Лановой
С определенного времени советским зрительницам уже не было важно, кого играет Василий Лановой – главное, что он есть в кадре! Шикарный мужчина, на котором так великолепно сидела военная форма, привлекал и радовал женский глаз. От него исходили флюиды прямо в зал, поклонницы не давали проходу, домашний телефон разрывался от звонков безучастных дам.
Самый эпохальный и всенародно любимый кинообраз, созданный Василием Лановым – комдив Иван Варавва, лихой красный командир в папахе из фильма #«Офицеры» 1971 г. Иконический стиль настоящего русского офицера навсегда приклеился к актеру Лановому. Благодаря ему в военные ВУЗы пришло сразу несколько поколений будущих советских и российских офицеров. «Есть такая профессия – Родину защищать!»
А сколько военных он переиграл! Неважно, кто это был – флигель-адъютант Вронский, кавалергард Анатоль Курагин, основатель ВЧК Дзержинский, генерал-полковник Варавва, или даже немецкий обергруппенфюрер СС Карл Вольф из «Семнадцать мгновений весны». Глядя на них сразу верилось, что перед тобой настоящий офицер, белая косточка, голубая кровь.
Коньяк для советского актера от нацистского генерала
По поводу персонажа Карла Вольфа рассказал сам Юлиан Семенов, автор многочисленных книг про Штирлица, сценарист телефильма #«Семнадцать мгновений весны». Ему довелось побывать на премьере фильма в Федеративной Республике Германии, и во время пребывания в Кёльне советского писателя познакомили с Карлом Вольфом.
#Юлиан Семёнов в завязавшейся беседе поинтересовался у бывшего нацистского генерала, как ему понравился его экранный образ. В ответ Вольф, который с молодых лет не отличался особой стройностью фигуры, а в пожилые годы вовсе располнел, буркнул: «Абсолютно на меня не похож!»
На это Семёнов находчиво заметил, что экс-обергруппенфюрер должен быть благодарен русским кинематографистам и лично исполнителю роли Лановому за то, что они увековечили его, Карла Вольфа в образе стройного и подтянутого красавца-генерала. Такая логика герра Вольфа впечатлила. Он пробормотал, что в этом есть определенный резон, и даже вручил Юлиану Семёнову бутылку коньяка с просьбой передать презент его экранному «двойнику» -- русскому актеру Лановому.
Даже когда он сыграл отрицательного персонажа, бандита – полковника авиации Алтунина в приключенческом фильме #«Приступить к ликвидации» 1983 г. зритель смотрел на него без всякого презрения, скорее с сочувствием к запутавшемуся человеку.
Герой без страха и упрека
Язвительный #Валентин Гафт написал весьма злую эпиграмму, посвященную Василию Лановому.
Не может ведь ни «бе» ни «ме»,
Хотя читает Мериме.
Зато в кино на «Офицеры»
Народ валит, как на премьеру.
А что творится, боже мой!
В кино играет Лановой —
Он голубой герой-любовник
То лейтенант, майор, полковник,
Минут десяток поиграл
И вот он полный генерал.
Сразу замечу, что словом «голубой» в те годы называли сугубо положительных персонажей — пусть и ходульных, порой пресных, зато без червоточины. Василий Семенович до сих пор перевоплощается в рыцарей без страха и упрека, по-прежнему предан душой и телом родному театру, хотя тот не всегда отвечает ему взаимностью.
Именно поэтому в конце своей жизни #Василий Лановой отдался всей душой общественной работе, стал сопредседателем движения #«Бессмертный полк». И каждый год 9 мая, вместе с миллионами благодарных потомков нес портреты своих родителей по улицам Москвы.
Фотожурнал из далекого 1964 года
Любопытно разглядывать черно-белые страницы фотожурнала 1964 года, посвященного первым ролям Василия Ланового в театре и кино. Это и капитан Артур Грей из «Алых парусов» 1961 г, и Павка Корчагин из «Как закалялась сталь» 1956 г., и Анатоль Курагин из «Войны и мира» 1967 г. Ретушированные фотографии молодого Василия Ланового вызывают самые теплые воспоминания о советском кинематографе.
Обложка журнала. Страница 1.
Страницы 2-I.
Страницы II-3.
Страницы 4-5.
Страницы 6-7.
Страницы 8-9.
Страницы 10-11.
Страницы 12-13.
Страницы 14-III.
Страницы IV-15.
Страница 16.
Журнал стоил в киосках 30 копеек. Вместо него в 1964 году можно было купить пачку сигарет в мягкой пачке «Наша марка» (Ростов).
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.
Статьи на темы кинофильмов:
«Покровские ворота» и «Ну, погоди!»: одна сцена на две мелодии и один оркестр