Найти в Дзене

История гитары GRETSCH (Часть 4)

Оглавление
GRETSCH White Falcon
GRETSCH White Falcon

WHITE FALCON

Не удовлетворившись успехом привлечения Чета Эткинса к сотрудничеству с компанией, Джимми Уэбстер в 1954 г. вынашивал идею гитары, которой предстояло стать лучшей моделью в линейке Gretsch.

«Мне кажется, что White Falcon («Белый Сокол») была гитарой его мечты, – говорит дочь Уэбстера Дженнифер, – помню, когда он ею занимался, он говорил, что это точно будет что-то особенное».

И так оно и случилось. Модель White Falcon была впервые представлена Gretsch в 1955 году, и это был действительно впечатляющий инструмент. Пустотелый cutaway-арктоп сверкал белым лаком, такого же цвета была и голова грифа с верхушкой, выполненной в форме крыльев. На грифе и корпусе искрились пластиковые инкрустации, конечно же, позаимствованные из цеха ударных.

GRETSCH White Falcon
GRETSCH White Falcon

Сияли золотом все металлические части гитары, включая «ступенчатые» колки Grover и новый стильный струнодержатель (прозванный Cadillac из-за V-образного элемента, походившего на фирменный знак этой компании). Орнитологические силуэты присутствовали и на маркерах ладов, а на золотого пластика пикгарде расправивший крылья сокол садился на логотип Gretsch. Зрелище, что и говорить, потрясающее.

GRETSCH White Falcon
GRETSCH White Falcon

«При разработке этой гитары о стоимости просто не думали – хвастались в рекламной службе Gretsch. – Мы делали инструмент для артиста, масштаб которого оправдывает итребует максимума в красоте и роскоши стиля и звука, и который был бы готов платить не торгуясь».

Если быть точным, платить надо было $600. Ближайшей в линейке по цене в то время была модель Country Club за $400. Самый дорогой электроарктоп Gibson в 1955 г. Super 400CESN продавался за $690, но это был неяркий, традиционных тонов инструмент производства известной компании из Каламазу. А тем временем в Нью- Йорке Gretsch анонсировали весьма своеобразный White Falcon как «самую превосходную гитару из тех, что мы делаем – и какую красивую!».

Для Джимми Уэбстера белая гитара была не такой уж и новой идеей. У его дочери Дженнифер хранится фотография отца тех времен, когда во время Второй мировой он был музыкантом оркестра Army Air Corps – на ней он держит в руках гитару Harmony, которая явно была белого цвета. В коллекции семейных реликвий Дженнифер есть и еще более интересная вещь – присланная отцом во время войны газетная вырезка 1943 года. «Он упоминается в статье, там есть маленькая стрелочка, указывающая «это
я» – смеется она. А если посмотреть на обратную сторону вырезки,
вы увидите, что та армейская газета называлась «The White
Falcon». Думаю, что оттуда и появилось название гитары».

GRETSCH White Falcon
GRETSCH White Falcon

ПОЛЁТ БОЛЬШОЙ БЕЛОЙ ПТИЦЫ

Другим источником влияния на стиль модели White Falcon, вероятно, были банджо, которыми также торговали Gretsch (в конце тридцатых компания приобрела фирму-производителя банджо Bacon &Day). Наиболее нескромные из этих инструментов были украшены позолотой, имели затейливые маркеры ладов и блестящие накладки.

GRETSCH White Falcon
GRETSCH White Falcon

Вполне вероятно, что некоторые элементы декора White Falcon, такие как характерно оформленные ручки управления или орнитологические вставки на грифе, были навеяны гретчевскими банджо. Ничто не говорит о том, что заимствования ограничивались цехом ударных, судя по всему, Джимми Уэбстер любил пошарить по фабрике и складам в поисках новых идей.

«На конвенты NAMM (National Association of Music Merchants) мы всегда стремились привезти что-нибудь новенькое», – говорит о White Falcon Дюк Крамер. На этих важных регулярных встречах Национальной Ассоциации продавцов музыкаль- ных товаров основные производители представляли свои новые модели, причем обычно еще до того, как они выпускались на рынок, а съезжавшиеся со всей страны дилеры решали, что из новинок они будут закупать для своих магазинов.

Один из передовых опытных образцов White Falcon был представлен на собственном промоушн-шоу Gretsch в марте 1954 г., но первыми серьёзными смотринами стала крупная выставка NAMM, состоявшаяся в Чикаго через четыре месяца после этого. Gretsch завлекали дилеров, рекламируя опытный образец Falcon как одну из своих «гитар будущего» (наряду с зеленым Country Club и желто-коричневым Streamliner).

1958 Gretsch 6136 White Falcon
1958 Gretsch 6136 White Falcon

«Мы следовали примеру автомобильной индустрии, – объясняет Крамер. – У General Motors была такая выставка Autorama, на которой они показывали свои автомобили будущего, дрим-кары. Мы подумали, что то же самое можно сделать и для гитар. Так что White Falcon готовился для такого вот шоу. Гитара выставлялась на вращающемся постаменте и в свете софитов выглядела совершенно потрясающе. Интерес к ней на выставке был так велик, что Фред вынужден был согласиться на ее запуск в производство, чему поначалу противился, поскольку эта гитара чрезвычайно сложна для серийки!»

Gretsch White Penguin
Gretsch White Penguin

Фил Грант помнит и то, как гитара Falcon была встречена владельцами музыкальных магазинов, и как эта флагманская модель способствовала маркетинговому успеху Gretsch. «Наши сэйлсы всегда затрачивали немало усилий, чтобы пристроить наши гитары, потому что Gibson был номером один, – говорит он.

– Если в городе был дилер Gibson, нам нужно было искать продавца, который был бы не так искушен и осведомлен, чтобы взять наши гитары. Но конечно, лучшие продавцы в городе всегда имели Gibson. Стало полегче, когда Джимми Уэбстер наладил дела, и у нас появился White Falcon и другие подобные гитары. В магазинах стали спрашивать White Falcon, и они чуть более охотно начали принимать наш товар».

Скорее всего, Gretsch начали поставлять продавцам первых «Соколов» в 1955 г., и эта модель оказала влияние и на других производителей. Don Randall, глава отдела продаж Fender в то время, говорит, что цветные модели Gretsch подтолкнули его компанию к предложению в 1956 г. идеи цветовых опций «на выбор исполнителя» (в последующие годы из- вестных как «расцветка под заказ»).

Gretsch White Penguin
Gretsch White Penguin

«Я занимался продажами и работал непосредственно с клиентами, – объясняет Рандалл, – и видел, как у Gretsch появились их зеленый Country Club и White Falcon. Тогда мы для разнообразия предложили и свои цвета, чтобы заявить новый товар». Он также отмечает, что, хотя ранее некоторые модели Gibson и Gretsch уже выпускались с позолоченной фурнитурой, только White Falcon убедил Fender в том, что позолота придает гитаре более выигрышный внешний вид. «Мы не могли допустить, чтобы нас превзошли, – размышляет Рандалл, – и где-то с 1957 года Fender начал предлагать некоторые свои модели в варианте с позолоченным «железом».

Gretsch White Penguin
Gretsch White Penguin

Как и в случае с Chet Atkins Hollow Body, в пару к White Falcon Gretsch выпустили и модель с полнотелым корпусом (а точнее, стандартный semi-solid). Эта гитара, выпущенная примерно в 1957 году с такой же, как у White Falcon комплектацией, получила имя White Penguin. «Это потому, что у пингвина белая грудь» – утверждает Дюк Крамер, хотя довольно сложно представить, что кто-то стал бы покупать гитару с таким несерьезным названием. Тем не менее на пикгарде инструмента был изображен семенящий пингвин. На самом деле, «Белый Пингвин» покупали очень мало. Эта модель не присутствует ни в одном каталоге компании и мимоходом упоминается только в прайслисте 1959 года (ни много ни мало за $490). Поскольку сейчас известно лишь об очень немногих таких гитарах, можно предположить, что Пингвинов было выпущено ограниченное количество, и эта модель считается одной из самых редких у Gretsch. За всплывающие время от времени экземпляры коллекционеры предлагают большие деньги – например, в 1992 г. Gretsch White Penguin был продан в Нью-Йорке за $70 000.

ГИТАРИЗМ В ЦВЕТЕ

1956 Gretsch Convertible 6199
1956 Gretsch Convertible 6199
«Один только взгляд на эти гитары скажет вам, что все музыканты страны мечтают только о них, – писал в каталоге Джимми Уэбстер, пристально глядя на читателя в обнимку со своим Country Club. – Играете ли вы кантри, джаз, современную музыку или просто бренчите себе в удовольствие, у Gretsch для вас всегда найдется гитара», – скромно намекал он на то, что линейка Gretsch теперь включала модели на все гитарные вкусы того времени.

Фил Грант вместе с рекламным агентством Mitchell Morrison работал над гретчевскими каталогами, включая издание 1955 года, и как он отмечает, на момент публикации результат не всегда отражал линейку компании. «Назначались конечные даты, но всегда были гитары в процессе производства, которые вы не могли поместить в каталог, потому что они были не настолько готовы, чтобы можно было их снимать. Это обычная ситуация. Идея состояла в том, чтобы собрать вместе все модели в одном каталоге, но каталог выходит, а после этого появляются новые модели». Другими словами, для того чтобы проследить время изменения модельного ряда, было бы неправильно полагаться исключительно на каталоги.

ДЭН - ВОТ КТО ВАМ НУЖЕН!

Sal Salvador Jazz Guitar
Sal Salvador Jazz Guitar

Ввиду того, что число моделей в линейке электрогитар Gretsch увеличивалось, а глянцевые каталоги и популярные эндорсеры способствовали росту известности компании, было решено нанять человека, в чьи функции входил бы контроль за качеством продукции, чтобы выпускавшиеся фабрикой инструменты оправдывали это повышенное внимание. Таким новым человеком, вошедшим в 1956 году в Бруклинскую гитарную команду, стал 24-летний Dan Duffy, учившийся играть на гитаре у нью-йоркского джазмена Sal Salvador.

Sal Salvador
Sal Salvador

Сэл Сальвадор играл на гитаре Gretsch Convertible, названной так потому, что она сочетала электро- и акустическое звучание – датчик и ручки управления размещались на пикгарде, чтобы не препятствовать резонансу арктоп-корпуса. Сальвадор стал настолько ассоциироваться с этой гитарой, что в конце пятидесятых Gretsch так и назвали эту модель – Salvador.

Gretsch Salvador & Country Club
Gretsch Salvador & Country Club

Постоянно находясь в контакте с Gretsch, Сальвадор знал, что им нужен молодой, энергичный гитарист вроде Даффи для работы по контролю качества. Сам Даффи так описывает помещение фабрики того времени, когда он начал там работать: «Я сидел в небольшом цехе сборки, помещении, где устанавливали звукосниматели и струнодержатели, натягивали струны, отстраивали гитары. Это был девятый этаж гретчевской десятиэтажки. Гитары в то время делали на первых двух этажах, а остальное занимали другие люди. Рядом с нами находились мастерские, где делали бриджи, струнодержатели и тому подобное, а дальше был цех гальваники».

GRETSCH BUILDING
GRETSCH BUILDING

«Ниже, на седьмом этаже, располагались столярка и покраска, а за ними тогда была экспедиция, занимавшаяся оптовым бизнесом Fred Gretsch: аккордеонами, банджо, духовыми и другими подобными вещами. Постепенно производство барабанов было вынесено вовне, покраска сильно разрослась, а гитары стали делать повсюду. Но в пятидесятые и в первой половине шестидесятых было именно так».

Даффи особенно выделяет роль мастеров фабрики Gretsch. История компаний очень часто является историей менеджмента и руководства, но продукция, которая и определяет их успех, не могла бы появиться, если бы не мастерство простых рабочих. «Успех Фреда Гретча, возможно, во многом связан с тем, что ему удавалось найти хороших исполнителей и хороших мастеров, – полагает Даффи. – Когда я туда попал, некоторые из этих парней уже работали там по 25 лет. Это были супермастера, опытные работяги, преданные ему и компании».
GRETSCH BUILDING
GRETSCH BUILDING

Он поименно перечисляет некоторых из тех мастеров, кто сделал имя гитарам Gretsch: Vincent DiDomenico и Jerry Perito (деревообработка), Jimmy Capozzi (гальваника); Sid Laiken (механика); Johnny DiRosa (отделочная обработка); Felix Provet (сборка); Carmine Coppola (ремонт). «Мы отлично ладили все вмеcте, – вспоминает Даффи. – Если возникали проблемы с возвратом гитар, браком в покрытии, да чем угодно, каждый был готов помочь другому. Мы были как одна большая семья».

КОНТРОЛЁРЫ И ЗНАК КАЧЕСТВА

Когда Даффи в 1956 г. проходил интервью на свою будущую работу в Gretsch, Джимми Уэбстер рассказал ему о системе карт, которую в компании собирались ввести, чтобы осуществлять контроль качества на всем протяжении фабричного цикла изготовления инструмента. В каждой из таких «карт качества» (получивших название OK Card) делались отметки по отделке, изготовлению, механике, бриджу, высоте и натяжению струн, отстройке, электронике и общему тестированию гитары, кроме того, внизу имелось место для подписи контролера.

GRETSCH WORKSHOP
GRETSCH WORKSHOP

«На протяжении многих лет, – рассказывает Даффи, – каждую неделю мы собирались на летучки по качеству, где каждый из мастеров мог вынести на обсуждение любую связанную с этим проблему. Постоянно были проблемы с отделкой и покраской – царапины, зазубрины, выбоины, пыль в лаке, все это надо было зачищать. В столярном цехе зачистка и шлифовка должна была быть идеальной – чем лучше зашкурено дерево, тем лучше ложится лак. У нас бывали проблемы с отстройкой грифа, усыханием дерева, креплением, особенно на гитарах White Falcon. Но мы все решали. В компании было много талантливых людей, поэтому она и работала».

В каталоге Gretsch, опубликованном в октябрьском номере Country & Western Jamboree в 1956 году, приводились цены на всю линейку электрогитар компании, состоявшую из 11 моделей. Это были шесть арк-топов: Clipper за $175 (sunburst; двухцветный Desert Beige/Shadow Metallic Gray вариант стоил $185), Streamliner за $250 (sunburst; двух- цветный Bamboo Yellow/Copper Mist – $260, natural – $260), Convertible за $320, Chet Atkins Hollow Body за $400, Country Club – $400 (sunburst; Cadillac Green – $420, natural – $420) и White Falcon за $650. Дополняли картину пять моделей semi-solid: Duo Jet за $290, Jet Fire Bird за $300, Siver Jet – $310, Round Up – $350 и Chet Atkins Solid Body за $400.

Одним из направлений, которое Джимми Уэбстер не упомянул в своем перечне гитарной музыки в каталоге Gretsch 1955 года, был рок-н-ролл. Хиты таких исполнителей, как Chuck Berry, Bill Haley & His Comets, Buddy Holly, Jerry Lee Lewis, Carl Perkins, Elvis Presley, Gene Vincent&His Blue Caps способствовали популярности этого нового феномена, который вскоре сметет с музыкальной карты прежних кумиров и поставит на курс современной поп-музыки поколение американских тинэйджеров.

420 ДОЛЛАРОВ ТВАНГА

Gretsch извлекли выгоду из двух успешных карьер эпохи раннего рок- н-ролла, звучавших голосами гитар модели Chet Atkins Hollow Body. Eddie Cochran был состоявшимся гитаристом, начинавшим в качестве сессионного музыканта, но в 1956 г. переменчивый нрав привел его к эпизодической роли в фильме The Girl Can’t Help, где он исполнил свою вещь Twenty Flight Rock.

Twenty Flight Rock
Twenty Flight Rock

Получив в итоге контракт, со своим Gretsch Hollow Body Кокрэн записал такие забойные, настоянные на замесе рокабилли, кантри и блюза хиты, как классический Summertime Blues. Хотя на первый взгляд музыка Кокрэна была на расстоянии многих световых лет от стиля Чета Эткинса, их мнение о звукоснимателях DeArmond совпадало – Кокрэн заменил нековый датчик на своем Hollow Body на дающий более жирный звук гибсоновский P90. Последовали новые хиты вроде C’mon Everybody, но карьера Кокрэна трагически оборвалась на взлете – он погиб в автокатастрофе в ходе британского тура в 1960 г.

Eddie Cochran
Eddie Cochran

Duane Eddy в конце пятидесятых выпустил ряд хитовых записей, в основе которых был его внешне простой стиль игры, навсегда вошедший в историю музыки благодаря одному слову, присутствующему во многих его пластинках – twang. Этот знаменитый тванг Эдди получал, играя на басовых струнах своего Gretsch Hollow Body и на всю катушку используя возможности Бигсби-вибрато, режим тремоло усилителя и студийное эхо – так появились бессмертные вещи типа Rebel Rouser.

GRETSCH HOLLOW BODY
GRETSCH HOLLOW BODY

Эдди вспоминает, что его первой приличной гитарой был Gibson Les Paul голд-топ – тогда ему было пятнадцать. В своем Phoenix (Аризона) Эдди играл в школьных группах и частенько забегал в местный музыкальный магазин Ziggie’s Accordion & Guitar Studios. В 1957 году один из таких заходов девятнадцатилетнего Эдди в магазин стал судьбоносным.

«Я просто зашел туда с моим другом. У моего Les Paul не было вибрато, а я хотел такой рычаг – он был и у Chet Atkins, и у Merle Travis. Я мог играть какие-то пальцевые вещи, как они, но я хотел исполнять и те, где использовалось вибрато.»

«Так вот, я зашел в магазин посмотреть, и там на стене висел White Falcon, очень красивый, но стоивший кучу денег, почти $700. Я спросил – нет ли у вас чего-нибудь такого же классного, но подешевле? Ziggie достал две или три гитары, и первой из них, которую я взял, был Hollow Body за $420. Так я в первый раз увидел красный Gretsch с Бигсби и взял его. Посмотрел еще раз на White Falcon, но у него гриф был не такой удобный, как у красного Gretsch, а позолота показалась немного пошловатой».

GRETSCH HOLLOW BODY (RED)
GRETSCH HOLLOW BODY (RED)

«А красный Gretsch, он как будто был сделан специально для меня, прямо по руке, гриф был просто идеальным. Нет ничего более волнующего, чем выбирать новую гитару, но с тех пор я не часто покупал новые. Просто не видел такой необходимости». Эдди нашел датчики DeArmond вполне подходящими. «Думаю, Дуэйн Эдди был единственным, кому они нравились, – смеется Чет Эткинс. – С ними он получал свой характерный басовый звук».

Продолжение следует...

По материалам Guitars Magazine