Найти в Дзене
Записки раздолбая

Правила ведения деловой переписки, или Ты как меня назвал?!

Может, я тут уже эту историю и рассказывал. Но, если это и было, то настолько давно, что уже точно забылось:)

Вчера на рабочем собрании от руководителя прозвучало напоминание: мол, коллеги, фильтруйте базар. Наше с вами несколько неформальное общение должно оставаться таковым ровно до тех пор, пока мы варимся в своей внутренней кухне. Как только появляется общение с заказчиками, отвечаем строго в соответствии с требованиями делового этикета. И всячески избегаем любых конфликтных ситуаций, даже если ваш собеседник ведёт себя некорректно.

Сижу, улыбаюсь. Вспомнил, как однажды ну очень сильно вышел за рамки деловой переписки, и к чему это привело.

Итак, лет 10 тому назад я вёл одну компанию-поставщика. Поставщик... ну, чемодан такой, не совсем без ручки, но с ручкой крайне неудобной. То есть, если бы мы его потеряли, ничего критичного бы не произошло.

В какой-то момент владельцы этого самого поставщика решили продать свой бизнес. Нашли группу инвесторов, которая готова была приобрести. Но они не совсем разбиралась в вопросах внутренней кухни производства и сбыта. И, чтобы разобраться, эти инвесторы временно вывели на производство свою команду управленцев-"варягов".

Варягов этих - мир тесен - я, к сожалению, очень хорошо знал. Выходцы из числа наших прямых конкурентов, со своим видением того, как должен быть устроен сбыт продукции. Нам в их схемах места не было, как и ещё нескольким ключевым фигурам, поэтому нас достаточно быстро попробовали выдавить ценовой дискриминацией.

Фото для иллюстрации с сайта dengodel.com
Фото для иллюстрации с сайта dengodel.com

В общем, приходит моему руководителю письмо с новыми коммерческими условиями.

Он пересылает его мне с формулировкой:

Лёш, посмотри, что там?

Я в полной запаре. Смотрю вложенный файл по диагонали, вижу, что условия фактически блокирующие. С такими ценами мы не в рынке совершенно. То есть, продолжать работу нет никакого смысла. Не совсем на тот момент понимая, что происходит у поставщика, и с чего такие резкие изменения, зато хорошо зная автора письма - отвечаю в духе:

"Миш, ну, цены улетели в космос. Не вижу смысла дальше с ними работать. Алексей (имя автора исходного письма) - или полностью неадекватный человек (но это было написано короче, и с использованием обсценной лексики), или я чего-то серьезно не понимаю в происходящем.

Отправляю письмо.

Спустя буквально 15 минут приходит ответ от поставщика:

Это ты меня назвал (далее формулировка из моего письма)?!

Слегка удивляясь тому, как моё письмо попало куда не следовало бы, проверяю переписку. Ага... мой начальник автора исходного письма не убрал, зачем то применив опцию отправки "ответить всем". Обычно за ним такого не водилось.

Содержание. Кого назвал... да ясное дело, что тебя, смысл тут переспрашивать?...

И тут же мой босс подходит, смеётся чуть ли не в голос. Мол, что делать теперь будем? Что делать... извиняться будем, конечно.

Пишу в ответ:

Алексей,
настоящим приношу свои извинения за то, что фрагмент нашей внутренней переписки попал к вам. Это произошло по ошибке, и более, надеюсь, не повторится.
С наилучшими пожеланиями,
имя, должность, контактная информация.

.....

Ответа на это письмо, разумеется, не было, но история получила продолжение. И вышел я из неё, как ни странно, в плюсе.

Моему тёзке хватило ума распечатать присланное, и, пробежавшись по всем коллегам, рассказать, как плохо и негативно к ним относится этот бизнес-партнёр. Причём коллегам, в том числе, из старой управленческой команды, которые молодых да ранних варягов несколько недолюбливали.

И, когда спустя месяца три стало ясно, что сделка по продаже бизнеса не состоится, и варягов убрали, я для старой команды стал не просто одним из партнёров, а "тем самым, который того Алексея, что нам коммерческим директором ставили, обматерил". Своего рода локальным героем рабочего эпоса, если хотите:)