Найти тему
📝 📖 Записки шизоида

Пьета. Драма (кинообзор)

«Пьета» – это фильм, который демифологизирует реальность, и в первую очередь, реальность Востока, такую, какой мы привыкли ее видеть и представлять – с культом мудрости и взвешенностью всех действий и поступков. Такого старого Востока уже нет, по крайней мере мы не увидим его в картине Ким Ки Дука. Перед зрителем предстает современное урбанистическое пространство, к тому же периферийная его часть (то, что должно было оказаться за кадром) – страшные и заброшенные трущобы, на которые неотвратимо надвигается новейший технический прогресс. Маленькие мастерские ангарчики, в которых каждый день трудятся семьями, производя детальки на продажу, вскоре будут снесены, а на их месте владельцы крупных корпораций построят гигантский завод, в сотни раз эффективнее, где ту же самую работу вместо тысяч рабочих будет выполнять один бездушный конвейер. Эти мелкие производители обречены, они на грани финансовой смерти, многие из них в долговой кабале. Таким образом, режиссер разрушает еще один миф – миф корейского экономического чуда. Оказывается, процессы глобализации здесь развернулись во всю и калечат тысячами судьбы рядовых корейцев.

Сюжет фильма кажется прост и разворачивается преимущественно вокруг личности главного героя, хотя в нем не все так и просто, как может показаться вначале. Тут следует сделать ремарку о том, что фильм полон сцен насилия, далеко не каждый зритель готов принять и увидеть это в рамках стандартной по времени киноленты... Это можно трактовать и как проявление азиатской жестокости, и как своеобразную присущую восточному искусству гиперболизацию (проявления чувств и эмоций в искусстве Востока приобретают гипертрофированные черты: если, скажем, герой чувствует ненависть к кому-то, то проявляет это откровенно – пощечиной или словесным оскорблением, не сдерживая себя) и одновременно как воплощение творческого замысла автора картины. Кроме того Ким Ки Дук пытается изобразить варварскую, скотскую сущность человека, поэтому сцены онанизма, половых актов, стула, приготовления и приема пищи здесь занимают не последнее место. Вместе с тем в фильме много очень сентиментальных (как на европейское мировосприятие, пожалуй, это все та же восточная гиперболизация чувств...), сентиментальных до слюнтяйства моментов, которые должны не то, что тронуть, а просто таки запихнуть зрителю в рот сладенькую конфетку, чтобы подсластить жизнь после страшных в своей откровенности картинок. Этакий кино-оксюморон!

Ким Ки Дук изображает в своем произведении коллектора Кан до, или, проще говоря, бандита, который, работая на босса, вышибает из тех самых полуразоренных мелких производителей долги. Бедняги влезают в эту кабалу от безысходности: вряд ли кто в здравом уме сгодится брать деньги под 100 % (то есть тысячу долларов взял – две тысячи верни!) да еще и оформлять на себя медицинскую страховку на случай увечья (на самом деле, эта страховка нужна Кан До на случай, а так оно обычно и бывает, если должник не сможет вернуть долг).

Кан До – садист, его работа дает ему радость и наслаждение от пыток моральных и физических над жертвами (он калечит тех, кто не может вернуть деньги, имитируя несчастные случаи на производстве, и получает от их имени деньги по страховке, которые якобы покрывают долг и проценты по нему, а на самом деле просто зарабатывает себе и Боссу «на жизнь" таким зверским способом), ни упросить, ни разжалобить, ни подкупить его нельзя. Страх... Террор... Тупик... Уродство... Смерть... Несколько жертв накладывают на себя руки, не желая остаток дней провести в инвалидной коляске, а если повезет просто без руки…

Немолодая женщина появляется в жизни садиста Кан До и представляется его матерью, покинувшей его младенцем. Кан До не верит ей и прогоняет. Ценой огромных усилий и испытаний (в частности Кан До отрезает ломоть своей плоти и требует, чтобы мать съела ее, если она действительно его мать!) женщине все же удается вернуть сына и выпросить у него прощение. Она во всем винит себя: то, что Кан До стал тем, кем он есть, как он ведет себя с окружающими, его «профессия» – это все ее вина. Любовь, ласка, добро делают невозможное: убийца Кан до добреет на глазах (даже отпускает последнего в своем «списке» должника!) и бросает работу. Эта метаморфоза довольно странная, как для нас . Трудно себе представить, чтобы какой-то Чекатило стал человечным и добрым, совершив ряд преступлений, опять же вполне закономерна для восточного искусства, которое несмотря ни на что, в первую очередь, должно выполнять дидактическую функцию. И оказывается, что мать Кан До кроме него, покинутого незаконнорожденного ребенка, имела потом законнорожденного сына, который был одним из ремесленников-должников и, не выдержав увечья, полученного от Кан До по «страховке», наложил на себя руки…

Вот здесь, собственно, и кроется разгадка названия фильма.

"Пьета" - это распространенный художественный сюжет на Евангельскую тему, это момент оплакивания Богородицей своего распятого сына, это вселенская скорбь. В частности, Ким Ки Дук по образцу имел скульптурное изображение «Оплакивание Христа» Микеланджело: в его фильме мать тоже оплакивает своего младшего сына, храня его в морозильной камере ... время его погребения должно совпасть со временем ее мести над старшим сыном. Эта месть должна стать также поучительной, такой, которая окончательно завершит перерождение Кан…

Таких образов символов много в ленте Ким Ки Дука. Не всегда они имеют Библейскую проекцию, но все несут гуманистический посыл. В частности, автор заставляет зрителя задуматься, что такое есть деньги в нашем современном мире? Для чего они нам, если вокруг все есть для жизни? Перерожденный Кан До преподносит калеку в инвалидной коляске над парапетом, чтобы тот мог полюбоваться идиллическим пейзажем гор и реки – и этим режиссер как бы говорит нам, что красота природы совершенная, а человек и его дела – отвратные. И устами своих героев дает и ответ о том, что деньги – это величайшее зло, это произведение дьявола, который надует обреченных к адской пропасти.

Также, к такому символическому изображению можем отнести и возвращение героя благодаря матери до тех, кого он покалечил – своеобразное мытарство кругами ада, ибо и здесь боль и скрежет зубовный, а еще ненависть и проклятия. Одного за одним он обходит безногих, безруких инвалидов, ища мать, новыми глазами смотрит на дела своих рук и ужасается себе прежнему... Еще одним таким символом является колыбельная матери, которую Кан До никогда не слышал, потому что она не растила его, но по звучанию которой все-таки признал в незнакомой женщине мать…

И напоследок хотелось бы отметить, что большое и значительное видится издалека. Вот так вот, взглянув на корейцев, на картины, изображенные в «Пьете», понимаешь без всякой идеализации, что люди очень и очень несовершенны, тратят свою жизнь на вещи второстепенные, а довольно часто и недостойны, что имея жизнь, здоровье и разум, ищут им не подходящее, мягко говоря, применение.

Печально ... фильм имеет трагическое завершение, но в этом и заключается эффект катарсиса, чтобы путем показа трагического вызвать у зрителя сопереживание, утвердить его в правильности выбора гуманитарных идеалов. И с этой точки зрения, Ким Ки Дук со своей задачей справился на отлично!

Кто смотрел этот фильм? Какие впечатления вызвал данный фильм?

А я жду ваших комментариев, отзывов, советов и дополнений! Ваши отзывы очень важны!

Читайте также:

✅ Репетиция оркестра (кинообзор)

✅ Сначала мы не хотим детей, а потом дети не хотят нас

Свидание

Пятерку поставишь?

Каре

Разве я такой?