Найти тему
Privy Tailor

Рождение стиля в штампах для ручной печати

С того момента, как я увлеклась линогравюрой, качество и стиль моих эскизов для оттисков постепенно менялись. Мне как человеку, который отучился на живописи, было проще и понятнее все рисовать по-классике на бумаге. Хотя постепенно назревала потребность научиться работать и в диджитале, чтобы быстро вносить правки и уметь делать визуализацию принтов на ткани. Первые два года я только мечтала о хорошем графическом планшете и потихоньку копила на него. А пока работала с бумагой.

Подготовительные эскизы, штампы, сделанные по ним, и готовые отпечатки на ткани.
Подготовительные эскизы, штампы, сделанные по ним, и готовые отпечатки на ткани.

Основной сложностью было научиться мыслить более «графично». До того момента моими любимыми материалами были акварель и мягкие карандаши — в этих художественных материалах можно работать с тоном и прозрачностью, делая линии местами светлее и темнее — что и добавляло рисунку живости, объёма и пространства. Но эскизы для штампов должны отображать только те участки, где будет выпуклый рельеф. Своего рода, это техническая схема, поэтому проще всего рисовать такие эскизы просто чёрным, а тональность передавать за счёт разной штриховки. Из-за этого мои первые штампы получались довольно простыми. Я перестраивалась с живописного подхода на особенности графического рисунка. Штриховка никогда не была моей сильно стороной!

Пришлось вспоминать учебные годы и те задания, когда мы работали с маркерами, тушью и пером, а также тонкими линерами. Мне приходилось сдерживать свою «живописную» натуру и учиться контролировать ровность линий, тренироваться выводить их заострёнными на краях и не делать топорных «палок» вместо изящных штрихов.

Тем не менее, простой мягкий карандаш всё равно оставался для меня любимым материалом. Я вновь и вновь возвращалась к нему после очередных неудач с маркерами. По крайней мере, им получались более выразительные эскизы, чем линерами и прочими непривычными для меня материалами. Просто такие рисунки приходилось немного адаптировать и упрощать уже в процессе вырезания штампов.

На основе одного линейного эскиза можно вырезать контурный штамп, когда линии выпуклые. Или заполненный, в котором линии, наоборот, вычищаются.

Позже я начала продумывать многослойные схемы, чтобы делать отпечатки в несколько слоев. Меня привлекала в них возможность создавать более сложные оттиски, в которых можно еще больше экспериментировать с цветом.

Эскиз банана простым мягким карандашом
Эскиз банана простым мягким карандашом
Многослойные отпечатки банана на ткани
Многослойные отпечатки банана на ткани

Но и на этом останавливаться не хотелось. Я понимала, что можно увеличивать количество слоев, продумывать их по тональности, как в живописи, и делить на части для удобства в печати. А также планировать переходы цвета на каждом из них.

Отпечаток из 7 слоев
Отпечаток из 7 слоев

Я все еще рисовала только на бумаге. А для проработки слоев и точек совмещения использовала прозрачную кальку или пергамент для выпекания. Сочетания и переходы цвета подбирала в пробной печати на образце ткани. Удачные оттенки сохраняла в мазках на листе бумаги, чтобы в будущем можно было посмотреть и замешать их повторно.

Потом настал момент, когда я наконец купила iPad и Apple pencil. Начала осваивать Procreate по видеороликам на YouTube. Независимо от того, рисуете ли вы на бумаге или в диджитале — проработка многослойных штампов происходит по одному и тому же алгоритму.

Первоначальный набросок я все так же делаю кистью «Карандаш» (Procreate Pencil). В таком рисунке рождается та самая живость и легкость, которые я очень люблю!

Затем на новых слоях я продумываю все слои каждого элемента. И здесь отдаю предпочтение кистям «Студийное перо» или «Сухие чернила», очень похожим на работу тушью и кистью.

Преимущество работы в диджитале — возможность на этом этапе поиграть с цветом и сделать визуализацию будущих отпечатков.

А так как слои и цвета уже продуманы, можно сделать для себя вспомогательные схемы по совмещению слоев и по нанесению цвета.

Все подготовительные материалы мне удобнее распечатывать и вклеивать в рабочий скетчбук, чтобы потом в любой момент можно было вернуться к печати того или иного паттерна и не искать диджитал-схемы в архивах.

Сейчас я обучаю других людей рисовать, работать с цветом, вырезать штампы разной сложности и печатать. Мне очень удобно подготавливать для учеников понятные схемы и делать примеры визуализации на планшете.

Однако любовь к бумаге и живым материалам у меня не прошла. Спустя пару лет я снова потихоньку возвращаюсь к ним. Например, мне очень нравится делать первоначальные эскизы к штампам акварелью. Пока что я не смогла добиться в диджитале такого живописного результата.

Но эти скетчи можно оцифровывать, дорабатывать и визуализировать на ткани уже в Procreate.

Смесь из разных техник в рисунке эскизов, любовь к работе с цветом и многослойность в печати — все это легло в основу моего стиля. Если честно, мне самой бывает сложно разглядеть единый стиль в своих иллюстрациях. Но при этом я получаю комментарии к работам, в которых люди пишут, что все равно узнают меня из тысячи других принтов по цветам, живым линиям или по многослойности.

Поэтому не стоит ограничивать себя в художественных материалах или темах — экспериментируйте, пробуйте разное и прислушивайтесь, от чего душа поет :)