Михаил Кербель. Срок для адвоката. — М.: АСТ, 2022. — 320 с. — (Городская проза).
Знание жизни для писателя — всегда преимущество, а в случае романа Михаила Кербеля «Срок для адвоката» и вовсе скрытый клад. Почему скрытый? Во-первых, автор знает то, о чем пишет, не понаслышке, а события в его остросюжетном романе, посвященном событиям 70-х годов, в советское время, действительно, не афишировались. Во-вторых, как можно узнать из интервью Михаила Кербеля, у героя его романа был прототип, так что написанному, как говорится верить.
Вот и в очередной раз в центре города случилась драка. За молодого цыгана заступилась мать и беременная сестра. В результате от ножа последней погиб один из нападавших. По сути, город пережил абсолютно новое для того времени явление — настоящий бунт горожан против цыган. Фактически поддержанный властями. И это не удивительно, ведь после того как на происшествие отозвались западные голоса, а украинская власть уже получила разнос из Кремля…
«Прокуратура, и суд будут под таким давлением, что шансов на победу у меня раз два и обчёлся, — с горечью думает герой романа — и даже Верховный суд Украины мне не поможет. Он против воли Москвы уж точно не пойдёт».
Насмотревшийся со временем на то, что творится в милиции, прокуратуре и судах, на то, как людей (зачастую невинных) система выдёргивала из повседневной жизни и, «как сухие поленья, швыряла в горнило тюрем и зон», Марк видевший себя юристом только в одной ипостаси: защитника. Естественно, он берется защищать невиновных цыган. Подходит с огоньком, творчески, бесстрашно. Ведь до этого у него так ловко получалось защищать своих клиентов в суде, и автор посвящает этому целые главы — захватывающие, словно бытовой триллер или детектив. Неуплата алиментов, браконьерство, даже убийство секретаря райкома комсомола.
Это и неудивительно, если вспомним, что он согласился вести уголовное дело, получившее большой международный резонанс. И так уж вышло, что его рвения возымело резонанс, письмо в Москву, дойдя до самого Андропова, который взял дело под контроль, конечно же вернулось «по месту жительства», и власть всерьез взялась за молодого юриста-романтика. Ведь, по сути (а не по совести!), он вышел за пределы адвокатских полномочий чем навлек на себя гнев главного стража закона в регионе — прокурора области, за чем последовало и коварство системы, и предательство друга, и подлого в качестве взятки, и даже тюрьма, а потом и зона, но не та, где отбывают наказание юристы, а где находятся отпетые уголовники.
И вот уже события в этих не столь отдаленных местах и не отпускают наше внимание до самого финала. Скажем только, что Марк с честью проходит все испытания на право называться мужчиной, завоевывая авторитет тюремной, а позже зоновской элиты. А вынести нашему герою пришлось немало — и нечеловеческие условия каторжной работы, и покушение на свою жизнь, и обвинение в бунте, и попытку обвинения в том, что он — мент и должен быть опущен, и многое другое. По сути, пребывание на грани между жизнью и смертью и попытка найти в себе силы победить и выйти на свободу — вот о чем этот роман, и зарекаться от всех рисков, рассказанных на его страницах, нам точно не стоит.