Найти в Дзене
Виктор Лозко

Есть ли в Христианстве сила и борьба...

6 заповедь гласит: "Не убей", а позже Иисус провозгласил: "Возлюби ближнего своего как самого себя". Это все правильно, но как быть с "дальним", с тем, кто далек от нашего "Духа", "Истины", "Божественной любви". Всех ли проповедует любит Христос. В Евангелие от Луки приводятся следующие слова Христа: "...ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь" (Лк. 8,18). Т.е. имеется в виду, кто готов и хочет услышать слова Божие, тот услышит, но будут и те, кто не захочет. Одна из притч Соломоновых гласит: "Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести"(Притч.13,18). В книге Иова находим следующее наставление: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2Ион.1,11). Более того Апостол Павел дает следующее наставление в 2-ом послании к Коринфянам: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение


6 заповедь гласит: "Не убей", а позже Иисус провозгласил: "Возлюби ближнего своего как самого себя". Это все правильно, но как быть с "дальним", с тем, кто далек от нашего "Духа", "Истины", "Божественной любви". Всех ли проповедует любит Христос. В Евангелие от Луки приводятся следующие слова Христа: "...ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь" (Лк. 8,18). Т.е. имеется в виду, кто готов и хочет услышать слова Божие, тот услышит, но будут и те, кто не захочет. Одна из притч Соломоновых гласит: "Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести"(Притч.13,18). В книге Иова находим следующее наставление: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2Ион.1,11). Более того Апостол Павел дает следующее наставление в 2-ом послании к Коринфянам: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром (Сатаной - прим.)? Или какое соучастие верного с неверным" (Ст. 14-15). Как видим в Библии идет четкое деление на тех, кто придет к Богу и тех, кто выберет другой путь, и отношение ко вторым соответствующее. Поэтому Христианство (по крайней мере Православие точно), это не только путь личного спасения, но и спасения мира во круг себя. Человек как и мир создан Богом, но после грехопадения Человека и осквернения Мира сатаной Бог хочет спасти свои творения. И как раз миссия человека - как образа Бога - и заключается в том, чтоб вернуть себя и мир к исходному чистому началу. А это есть уже не только молитва, но и борьба с теми, кто противится воле Бога.


Но как быть с этими богоотступниками, мешающими божественной миссии? Христос говорит: "Ударили по правой щеке - подставь левую". Христос учит прощать людей, которые грешит против себе подобных, как и сам всех прощает. Но он так же говорит: "...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф 12:31–32).

Единственным владельцем этого мира, как творец, является Бог и когда каждый человек поймет это, то возможно и состоится возвращение Человека и Мира к Богу. Но пока есть люди, желающие приобрести этот мир, или хотя бы кусок его себе (горделивы, ростовщики) - Божественное творение в опасности. Потому что присваивая мир себе, они идут не просто против других людей, они идут против Бога как истинного владельца мира и здесь прощения они уже не заслуживают.

Если происходит насилие по отношению к конкретному человеку, то он должен проявлять терпимость и любовь к врагам и мучителям своим, т.к. уподобляясь Христу, человек показывает свое истинное отношение к бренному телу и истинному духу, что ведет его к спасению. Но когда происходит хула на Бога, ущемление веры как религии, в ее традициях — то это уже великий грех, уводящих людей от пути спасения. И с этим грехом верующий человек должен бороться, защищая достоинство Бога, как высшую ценность и цель всех людей и человеческого мира.

Человек должен принять свою ответственность не только за себя, но и за мир вокруг себя и его истинное предназначение - реализоваться в Боге. Мир должен стать не местом раздора, а местом объединения людей, как общий путь к свету, Духу, Богу. Но все что мешает встать на этот путь, что несет тьму и раздор, раздел целого - не должно быть ни в человеке ни в этом мире. А это уже путь борьбы, борьбы с грехами, тьмой, сатаной и грешниками, которые окончательно встал на его сторону...

Примерно об этом говорит Святой Григорий Нисский, комментируя вышеуказанные слова Апостола Павла: "... Итак, поскольку нет общения, смешения и согласия между светом и тьмою, то объятый той и другой противоположностью становится врагом самому себе, разделившись надвое и противопоставив в себе, подобно враждебному строю, добродетель и порок. И как при борьбе двух врагов невозможно, чтобы оба были победителями друг друга, потому что победа одного непременно влечет смерть противника, так и в этой междоусобной битве, происходящей в смешанной жизни, лучший строй может победить не иначе, как совершенно погубив и уничтожив другой. Ибо как благочестивое воинство одолеет зло, когда против него выступает лукавый строй его противников? Если должно победить лучшее, то непременно будет умерщвлено противоположное. Таким образом, и добродетель тогда будет торжествовать победу над злом, когда все враждебное ей, при содействии разума, обратится в ничто… Ибо благое может жить во мне не иначе, как будучи оживотворено смертью противника. А до тех пор, пока мы будем придерживаться обоих, одной рукой держась за одного, а другой за другого противника, это не будет возможно" (Григорий Нисский, свт., Творения, ч. VII).