Найти тему

Авиация в боевых действиях. Способы спасения для пилота

Катапультирование с самолета. Кадр с видеоролика.
Катапультирование с самолета. Кадр с видеоролика.

Любые боевые действия сопряжены с повышенным риском для жизни пилота. Кроме того, что большая скорость и высота полета сами по себе создают риски при сбое в работе систем самолета или приземлении, в боестолкновении самолет может быть поврежден, а пилот - ранен.

Летчики очень неохотно покидают свой самолет. Часто они не любят прыгать с парашютом, а тем более катапультироваться - все это способы спасения, но сами по себе травмоопасны. Поэтому пилоты часто оттягивают покидание самолета до самого последнего момента. Если у пилота есть хотя бы небольшая надежда на спасение вместе с самолетом, даже если повреждения очень серьезные, но самолет слушается рулей и не грозит взорваться немедленно, он будет пытаться дотянуть до аэродрома. В случае же, когда пилот ранен, катапультирование может не помочь, т.к. он не сможет сгруппироваться перед выстрелом из самолета (убрать ноги с педалей и поставить на специальные подножки кресла, выпрямить позвоночник и прижаться к спинке кресла, зафиксировать голову и шею в вертикальном положении). Это первое обязательное условие.

В самолетах Су уже давно предусматривается опция для спасения раненого пилота. Речь о том нередком случае, когда не нарушена живучесть аппарата, а вот летчик ранен и теряет силы, необходимые для управления самолетом. Да просто надо пережать кровоточащую рану. В боевой обстановке местоположение самолета всегда меняется, и после выхода из боя надо бы понять, в какую сторону возвращаться на аэродром, а для раненого пилота и это может представлять трудность. С учетом того, что все решения надо принимать быстро и без ошибок, на самолетах Су предусмотрена специальная программа.

Эта программа включается одной кнопкой, а активируемая функция называется "возврат домой" и работает в автоматическом режиме. Суть в том, что сама программа начинает работать с момента запуска двигателя на аэродроме, когда автоматически бортовым компьютером запоминаются координаты. Когда пилот активирует опцию "возврат домой" одним кликом, бортовой компьютер рассчитывает оптимальный курс полета к аэродрому, берет управление на себя и доводит аппарат до аэродрома, точнее на расстояние 300м до ВВП. Пилоту остается принять решение: катапультироваться, если сил совсем нет, или принять управление на себя и попытаться произвести посадку, надеясь на оперативность аэродромной службы спасения.

Эту функцию пилот может использовать и в менее критической ситуации. Например, для поиска оптимального курса в сложных метеоусловиях, что важно при ограниченном остатке топлива. Некоторым пилотам эта функция нравится тем, что позволяет на некоторое время расслабиться и хорошенько осмотреться по сторонам. То есть очень полезная опция. В целом современный самолет - это целый комплекс самых разных устройств и механизмов, делающих его грозным и эффективным оружием.

Подписывайтесь на канал, чтобы иметь доступ к новым сообщениям на канале по самой широкой тематике.

#история #Россия #авиация #Война #Армия