В моём родном городе Ишимбае есть памятник первооткрывателям башкирской нефти. Он непосредственно связан с историей города – открытием в мае 1932 года Ишимбайского нефтяного месторождения.
С этого события началась история города Ишимбая. А в 1969 году физическая и духовная сила нефтяников, открывающих недра земли, были увековечены в граните. Авторы этого монументального произведения – два очень известных в Башкирии скульптора Тамара Нечаева и Борис Фузеев.
Недавно я узнала интересные подробности о судьбе Бориса Дмитриевича Фузеева-фронтовика, участника Великой Отечественной войны.
В 1940 юный Борис поступил на скульптурное отделение Московского института прикладного и декоративного искусства. А через год началась война, которая прервала обучение. Вначале Борис Фузеев был мобилизован на трудовой фронт – строил противотанковые сооружения под Вязьмой и Смоленском. Затем был направлен в школу военных фельдшеров, после окончания которой попал на фронт. Воевал в составе 3-й гвардейской воздушно-десантной бригаде, позднее – в 63-й бригаде 7-го мехкорпуса 2-го Украинского фронта.
Много испытаний выпало на долю младшего лейтенанта Фузеева. Заброски во вражеский тыл, жестокие бои на Днепре в 1943 г., на Ясско-Кишинёвском направлении, контузия, возвращение в строй. День Победы встретил в Чехословакии. Но война не закончилась, Борису Фузееву предстояло в составе 2-го Забайкальского фронта пройти дорогами Большого Хингана, принять участие в боях за освобождение Мукдена, Харбина. После капитуляции Японии служил в Порт-Артуре и Дальнем.
Только в 1946 году Б.Д. Фузеев вернулся в Москву и продолжил учёбу, прерванную войной. Учился он у крупнейшего в СССР монументалиста и скульптора-портретиста Матвея Генриховича Манизера.
В 1952 году, окончив институт, Борис Дмитриевич приехал в г. Уфу, где жил с родителями до войны. Пластическое искусство республики переживало период становления и начинало выходить из мастерских в выставочные залы и на улицы городов Башкирии. Молодой художник не остался в стороне. Уже в 1955 году его монументальная скульптурная группа «Победа», украсившая фасад одноимённого кинотеатра, стала частью художественного облика Черниковки – одного из районов г. Уфы.
Тема Великой Отечественной войны отразилась и в других произведениях скульптора: однофигурная композиция в г. Аша Челябинской области, монументальный ансамбль с центром с фигурой Родины-матери, венчающей память павших лавровым венком, в с. Раевский Альшеевского района Башкирии.
Чем больше узнаю о подвигах времён Великой Отечественной войны, тем больше поражаюсь силе духа тех людей, которые будучи художниками по призванию, шли воевать, проливать кровь за своё и наше будущее.