Каталитический нейтрализатор, или катализатор, как называют устройство в народе, предназначен для очищения выхлопных газов до водяного пара и углекислого газа методом доокисления.
Данный узел, которым оснащается большинство современных автомобилей, не просто полезен для экологии, но еще и дорог в производстве, так как в своей структуре имеет керамические соты, покрытые пленкой из благородных металлов (платины, родия и палладия). По этой причине катализаторы являются желанным объектом для автомобильных воров, ведь чем строже нормы выбросов, тем больше драгметаллов содержат в себе эти устройства.
В первую очередь это касается машин из Европы и США – за деталь, которая демонтируется в течение пары минут, на «разборках» можно выручить от 300 до 1500 евро (речь о катализаторах, размещенных в выхлопной трубе под днищем авто). С каждым годом количество зарегистрированных случаев кражи катализаторов, по данным немецкого Института Гослара по страхованию, увеличивается в сотни раз. Потом такие автомобили попадают на страховые аукционы и, как следствие, оказываются в странах СНГ. Что касается новых машин, то свои «узкопрофильные» воришки есть и у нас.
Сегодня поговорим о том, чем чревато варварское удаление каталитического нейтрализатора из авто и как уберечь этот узел от кражи.
Чем опасна внезапная потеря катализатора
По иронии судьбы сегодня мы трепетно стараемся сохранить то, от чего каких-нибудь 5-10 лет назад отечественные автомобилисты спешили избавиться. Привычка экономить часто тождественна с явлением «колхозить» свою иномарку и практически неискоренима среди множества наших водителей. Любовь к дешевому и часто некачественному топливу, а также ремонт на коленке подручными средствами очень быстро превращают подержанную иномарку в НТС – непредсказуемое транспортное средство, у которого в любой момент могут начаться проблемы с двигателем или ходовой частью. Миф о том, что прогоревший катализатор может уничтожить мотор любого авто, прочно укоренился в головах владельцев VW и Opel, и они с отчаянной решимостью принялись вырезать «вредоносный» узел. Оправданно ли?
Начнем с того, что перед блоком каталитического нейтрализатора установлен первый датчик кислорода (лямбда-зонд), управляющий, который измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах. А блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания в цилиндрах так, чтобы кислорода в нейтрализаторе оставалось достаточно для доокисления вредных веществ. Как правило, за нейтрализатором устанавливается второй лямбда-зонд, диагностический. Он проверяет, как «чисто» прошел процесс нейтрализации и много ли осталось кислорода.
При удалении катализатора система управления двигателем покажет ошибку Check engine, так как второй лямбда-зонд будет «видеть» то же количество кислорода, что и первый. Выходом здесь станет перепрошивка блока управления на Евро-2 или установка на второй датчик кислорода так называемой обманки, представляющей собой резьбовую втулку, которая ограничивает прохождение газов к кислородному датчику либо содержит в себе кусочек керамического наполнителя нейтрализатора, способного очищать газы.
А еще без катализатора ваш автомобиль станет очень дурно пахнуть, что будет особенно заметно во время прогрева двигателя во дворе или в медленных городских пробках. Соседи по дому вам за это спасибо не скажут, как и те автомобилисты, что поедут вслед за вами. Кроме того, следует помнить, что концентрация вредных веществ на заднем сиденье выше и может отразиться на состоянии ваших детей или домашних животных, которых обычно там перевозят.
А еще вы вряд ли получите диагностическую карту и пройдете техосмотр честным способом, ведь фактически выхлоп авто не будет соответствовать даже стандарту Евро-2 вместо рекомендованного значения Евро-4 или Евро-5. Особенно это актуально для машин старше 20 лет, ведь установка в них катализаторов в иных случаях может равняться их остаточной стоимости. Ну а если автомобиль находится на гарантии, то с ней (по крайней мере с гарантией на двигатель) придется распрощаться.
Почему катализатор нужно менять
Возвращаясь к вопросу уничтожения ДВС при износе каталитического нейтрализатора, нельзя не упомянуть о расположении последнего. Лет 15 назад катализаторы размещались под днищем автомобиля и были полностью безопасны для двигателей. Они честно справлялись со своей основной задачей, очищая выхлоп от вредных примесей. Такое расположение катализаторов было актуальным, к примеру, для моделей Группы VAG. Когда срок их работы подходил к концу (где-то на пробеге 120-200 тыс. км) и они начинали мешать нормальной езде, их попросту вырезали, поскольку керамический блок нейтрализатора либо разваливался на куски, либо запекался коркой, затрудняя проход отработавших газов.
В данном случае вместо нейтрализатора обычно вваривали трубу либо просто выбивали из узла керамическую начинку. Пустая «бочка» после этого начинала «бубнить», придавая басовитости звуку выхлопа. Чтобы это звучание выровнять, в нее вваривали трубу с отверстиями, за которыми располагалась стальная проволока или стекловата.
Позже для более быстрого прогрева нейтрализаторы стали ставить как можно ближе к мотору, прямо около выпускного коллектора. Все процессы нейтрализации, происходящие при высокой температуре, при этом начинались значительно раньше. Такой нейтрализатор, совмещенный с выпускным коллектором, назвали катколлектором. Его прелесть в том, что автомобильным ворам добраться «болгаркой» под самый капот машины гораздо сложнее.
Однако близость катколлектора и двигателя представляет опасность для силового агрегата: со временем керамическая основа первого начинает крошиться, образовавшиеся частички могут попадать в цилиндры двигателя, что впоследствии наносит цилиндропоршневой группе непоправимый ущерб (износ пары «цилиндр – поршень» начинается быстрее, а на стенках образуются задиры). В этом случае мотор может потребовать капитального ремонта задолго до выработки своего среднего ресурса. На выкрашивание керамической основы нейтрализатора влияет и низкое качество керамики, и плохое топливо, догорающее в катколлекторе, и присадки к бензину, которые используются владельцами автомобилей… При этом уровень повреждений в моторах от разных производителей значительно отличается.
Способы решения
Самым верным будет замена вышедшего из строя катколлектор новым. Однако автомобилистов пугает негуманная цена вопроса, особенно с учетом возросшей стоимости драгметаллов в мире, а также недавно выросших цен на автомобильные комплектующие. Раньше замена нового катколлектора на Kia Rio или Hyundai Solaris обходилась в $700-800. Сколько такая деталь может стоить сейчас, даже представить сложно.
Стоит также отметить, что ряд брендов выпускает ремонтные каталитические блоки. Они выглядят как обычные пламегасители, начинка которых представляет собой полноценную керамическую основу с напылением драгметаллов. В ряде случаев основа с керамической заменяется на металлическую, которая от времени не разрушится, превратившись в пыль. Такие блоки значительно дешевле оригинальных узлов и в зависимости от модели автомобиля устанавливаются вместо штатного нейтрализатора либо внутрь его.
Важно знать: почти у всех корейских машин помимо основного каталитического нейтрализатора в выпускном коллекторе предусмотрен дополнительный, который установлен под днищем. Он значительно уступает в эффективности основному нейтрализатору и не сможет восполнить его потерю. Зато на его место можно установить полноценный каталитический нейтрализатор производства ВАЗ. Это будет дешево и сердито. Здесь только стоит иметь в виду, что темп прогрева нейтрализатора под днищем будет низким. А еще потребуется перепрошивка блока управления двигателем, чтобы «помирить» второй кислородный датчик с подобной модификацией.
Как быть с ворами?
Будет очень обидно, если все ваши труды пойдут насмарку после того, как воришки, обуянные платиновой лихорадкой, «пошуруют» под вашим авто (даже если катализатор в авто не «родной», они могут и не понять этого)…
В качестве решения данной проблемы некоторые фирмы предлагают установить металлическую противоугонку для катализатора, которая предотвратит его кражу. Установка такой защиты не займет много времени, не нарушит конструкцию автомобиля и не потребует каких-либо сопроводительных сертификатов. Интернет пестрит роликами об установке различных типов защиты практически на каждую модель. Изучив некоторые из них, вы наверняка найдете то, что вам подойдет.
Покупай и продавай катализатор на Bamper.by