Фильм "Бойцовский клуб" снят по одноименной книги Чака Паланика, но обсуждать мы с вами будем именно идеи фильма, так как режиссер Дэвид Финчер допустил не мало вольностей, изменил ряд сцен и концовку. Его творение оказалось в итоге глубже и шире, чем изначально задумал сам Паланик. Почему важно говорить о "бойцовском клубе"? Когда он появился на экранах в 1999 году, то остался практически незамеченным, но затем обрёл культовый статус. Фин подвел определенный итог второй половине двадцатого века отразив ее переломы, кризисы и противоречия. А целое поколение молодых людей будет как мантру повторять "Саморазрушение - вот наша цель", или "Мы из поколения мужчин, выращенных женщинами, поможет ли другая женщина в решении наших проблем?"
На первый взгляд, фильм является простой критикой общества потребления, но мы бы с вами о нем не говорили, если бы было все так просто. Его главный сюжетный поворот состоит в том, что два главных героя оказываются одним человеком. Изначально мы знакомимся с рассказчиком, мужчиной средних лет, представителем среднего класса, который работает в автомобильной корпорации, часто катается по стране, оформляет интерьер своей квартиры с помощью каталога "икеа" и мучается от бессонницы. Чтобы как-то избавиться от хандры ему рекомендуют посетить собрание мужчин больных раком яичек, чтобы он ощутил, что такое настоящие проблемы. Хочу обратить ваше внимание, рассказчик не из низких социальных слоев, у него довольно сытая жизнь и он целиком встроен в структуру общества потребления, то есть здесь нет речи про бунт низших социальных слоев, как это было в 19-м, начале 20-го веков. Здесь бытует, так называемый средний класс, у которого все есть, кроме одного, - желания.
Вернемся к главному герою. Однажды, он встречает в самолете очередного "одноразового" друга, как он называет людей с которыми общается в самолете. Нового друга зовут Тайлер Дерден. Вроде бы очередное бессмысленное знакомство, но затем по необъяснимым причинам у рассказчика взрывается квартира и он вынужденно начинает жить вместе с Тайлером в полуразрушенном доме на окраине города, здесь-то и начинается постепенное образование бойцовского клуба, который затем превратиться в проект "разгром", который совершит в самом конце фильма череду взрывов в городе.
Как вы помните, Тайлер - альтер-эго самого рассказчика, его идеал мужественности.
Также, важную роль играет Марта. Они знакомятся с рассказчиком на анонимных встречах раковых больных, а затем частенько встречаются друг с другом, ну вернее встречается-то Тайлер, а рассказчик лишь следит за происходящим.
И так, сюжет мы с вами вспомнили. Какая же здесь философия?
Когда говорят о "бойцовском клубе" часто возникает фигура Ницше, но как мы с вами сейчас выясним, к "бойцовскому клубу" Ницше имеет довольно далекое отношение. Лозунг самого фильма "Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу". В центре фильма - идея саморазрушения. Надо отречься от всего, что связывает человека с миром, и тогда человек обретет истинную свободу. Как воплощается этот бунт?
Во первых - это бунт против стандартизации против одномерности человека современного общества, одинаковые жизни, в одинаковых квартирах, с одинаковым интерьером. Причем бунт сначала происходит на уровне материального освобождения, поэтому первым важным шагом является взрыв квартиры главного героя, избавление от всего материального и принесет свободу.
Следующий шаг - человек должен отринуть все свои моральные ценности, то есть буквально освободиться от всех связей с миром, от всех общепринятых правил и конвенций, делающих человека частью общей системы. Но, чтобы ощутить себя, надо еще и прорваться к истинной природе человека, а это значит по философии Тайлера - ощутить настоящую жизнь через боль. Заметьте, врач в начале фильма предлагает рассказчику присутствовать на встречах раковых больных, для того чтобы он стал зрителем разворачивающейся травмы смертности человека. Тайлер предлагает участвовать в этом самому, "ощути боль" - говорит Тайлер рассказчику, сделав ему химический ожог. "Почувствовать боль - это почувствовать жизнь". Тут, кстати вспоминается сюжет из жизни самого Ницше, когда он доказывая однокурсникам правдивость античного мифа, взял из камина уголь и удерживал его, пока все в комнате с ним не согласились, от чего у Ницше остался ожог. Мы здесь видим, как "насилие" обретает освободительную роль, что еще нам не хватает для полной свободы?
В фильме мы видим, как Тайлер сравнивает отца и Бога, говоря что он "покинул нас", отец бросил сына, как Бог бросил человечество, эта мысль очень созвучна той идее, что говорит и сам Ницше.
Вроде бы пока вырисовывается очень даже "мишановский образ" , но философия "бойцовского клуба" делает упор только на отрицательной стороне идеи Ницше, при этом полностью пропуская позитивную, созидательную часть его философии. Давайте обратимся напрямую к Ницше. В книге "Так говорил Заратустра" мы находим три стадии развития человеческого духа, ведущий к сверхчеловеку.
Первая - стадия верблюда. Это ситуация в которой человек накапливает свои знания извне, все то, что он получает от сторонних авторитетов, книг, мудрецов и так далее.
Вторая - стадия льва. Это стадия отрицания, на которой все накопленные знания мы отбрасываем. Здесь как раз возникает разговор о нигилизме Ницше и именно с этой стадией связана идеология Тайлера. Отринуть все и стать свободным, но это только свобода "от", которая не является истиной по Ницше. Настоящая свобода - это свобода "для", которая открывается на третьей стадии человеческого.
Третья - стадия ребенка. Это стадия, когда человек формирует свои ценности себе - сам. Здесь мы видим и аристократизм духа, который так свойствен Ницше и идею сверхчеловека.
Сверхчеловек пожалуй самый сложный концепт Ницше, который, именно из-за его сложности везде используют, поэтому мы видим и сверхчеловека в многочисленных разговорах вокруг "бойцовского клуба"
"Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью.."
"Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека. Еще слишком похожи они друг на друга. Поистине, даже самого великого из них находил я - слишком человеческим"
Это цитаты Ницше о сверхчеловеке. Идея сверхчеловека Ницше состоит в том, что человек в состоянии, который показан в фильме на примере рассказчика только переходная ступень между животным и сверхчеловеком. Человек - это то, что нужно превзойти. Чем обладает сверхчеловек? Свободой. Но не просто свободой "от чего-либо", а свободой "для создания", и герой нашего фильма до этой ступени не доходит.
В итоге, бойцовский клуб использует риторику Ницше, передает некоторые интуиции, связанные с его идеями об освобождении человека, но не доводит мысль до конца. Впрочем, если кто-то после просмотра фильма заинтересуется философией и прочитает Ницше - это уже маленькая победа.