Найти тему
Евразия наша

Автаркия евразийского пространства России

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

На наших глазах благодаря России мир окончательно изменился, перейдя из хищнической формации глобализма в более справедливую парадигму регионализма. Планеты с всемирной унификацией во всём, с глобальным экономическим и политическим охватом, даже с планетарными спортивными событиями, в ближайшие полвека точно не будет.

На смену миру глобальному приходит мир региональный. Вместо однополярного мира, начинается строительство даже не биполярного, а мира многополярного. Причём в моём представлении многополярный мир – конструкция менее устойчивая чем все предыдущие, известные нам после 1917 года.

Один из полюсов выстраивает Россия через свой проект большого евразийского пространства. В недавней публикации я писал, о возможном выборе для России пути изоляционизма во внешней политике для наращивания геополитического авторитета внутри региона – нашей Евразии, нашего большого пространства.

Изоляционизм, как политику отстранения от евроатлантических кризисов, я бы не сбрасывал со счетов. Более того, считаю этот путь проявлением нашего суверенитета. Но при этом, изоляционизм во внешней политике должен быть частью более глобального курса – автаркии евразийского пространства России. И всю Евразию, соответственно, необходимо рассматривать как внутреннюю для России территорию. Это в конечно счёте определит приоритетность выбранной политики в отношениях с постсоветскими странами и партнёрами в Азии.

Термин автаркии больших пространств в научный оборот ввёл немец Фридрих Лист. Он применял его для экономики, строя которую, по его мнению, следовало пренебрегать всем что приведёт к утрате политического, экономического, технологического, промышленного, культурного и любого другого суверенитета страны.

В своём исследовании Лист пришёл к выводу, что построить экономическую автаркию – полностью независимую от внешних факторов самодостаточную, замкнутую на себя экономику, способна страна или группа государств, обладающих большой территорией.

В этом смысле автаркия, предполагающая масштабную индустриализацию и коллективизацию, может быть одним из вариантов выхода России из экономической войны, организованной и объявленной нам Западом.

При этом советский опыт автаркии, который развивал Иосиф Сталин в условиях закрытых международных связей с технологическими странами, показал необходимость приглашения в Россию на постоянную высокооплачиваемую работу иностранных учёных, конструктов, инженеров, а также давал возможность отправки на стажировки в другие государства групп советских граждан. Именно они способствовали запуску резкой индустриализации.

Таким образом, сегодняшняя России, окруженная соседями по СНГ, находясь в центре Евразии, может с одной стороны, использовать изоляционизм во внешней политике – заявив, что евроатлантические проекты нам не интересны, а с другой стороны – исповедовать экономическую автаркию на территории всей большой Евразии.

Сергей Абрамов

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.