После того, как летом 2006 года было принято решение о переносе тюрьмы "Кресты" на новое место, появилась информация о том, что новый владелец здания перепрофилирует его под гостиницу. В моей статье того времени я вспомнил историю легендарного места заключения.
Познакомившие россиян с цивилизацией Кресты не первая тюрьма, которую превратят в гостиничный комплекс. Но одна из самых знаменитых.
Идею устроить в знаменитой питерской тюрьме Кресты гостинично-развлекательный комплекс трудно назвать не только уникальной, но даже неожиданной. Прецедентов более чем достаточно: многие предприятия гостиничного сервиса раньше привечали отнюдь не добровольных постояльцев.
Гостиницы с темным прошлым могут быть самыми разнообразными. Есть классические варианты, к примеру гостиница Langholmen на одном из семи островов в самом центре Стокгольма, который не так давно считался самой охраняемой и самой надежной тюрьмой в Швеции, или швейцарский отель Lowengraben в Люцерне, который еще несколько лет назад населяли совсем другие постояльцы.
Лондонский Courthouse Hotel Kempinski на Грейт-Мальборо-стрит на тюрьму тянет с натяжкой, если быть точным, это бывшая КПЗ. Раньше здесь располагался полицейский участок, в обезьяннике которого в свое время томились многие британские рок-звезды — и Джон Леннон, и Мик Джаггер, и группа Sex Pistols в полном составе, и т. п. Руководство международной гостиничной сети Marriott и решило подзаработать на ностальгии по «старому доброму року».
Иные из бывших тюрем всячески стараются поскорее забыть о своем прошлом, как турецкий отель Four Seasons в Стамбуле; если не знать историю здания, вы никогда не подумаете, что находитесь в бывшей тюрьме, настолько сильно переделали всю начинку. Другие, наоборот, кричат во весь голос: «Вы находитесь в бывших застенках». Таков австралийский отель Old Jail — Старая тюрьма — едва ли не самый близкий аналог наших Крестов.
Как и Кресты, бывшая тюрьма штата Южная Австралия переваривала поколение за поколением, отслужив в этом качестве около 130 лет, с 1866 по 1995 год. Ее значение в истории Австралии так велико, что в итоге здание оказалось в списке памятников исторического прошлого. Поэтому новым владельцам власти запретили какие-либо серьезные переделки. Но те и не очень стремились: упор делается именно на тюремное прошлое, из нововведений разве что открывающиеся изнутри замки в дверях да индивидуальный душ в «президентском сьюте».
Все остальное как было: общая душевая, общественная столовая, телевизор в общей лоджии, масса прогулочных «карманов» с высокими стенами. Зато Old Jail едва ли не самая дешевая гостиница на Зеленом континенте.
По какому плану будут реконструировать Кресты, можно только предполагать. С одной стороны, вряд ли гости Питера будут столь же падкими на тюремную экзотику, не поможет и удобное расположение в самом центре города. С другой — о прошлом Крестов и хотел бы, да не забудешь.
Даже место, на котором располагается тюрьма, грустно каламбуря, было насижено давным-давно. Еще до Крестов там стояла уголовная тюрьма, устроенная в 1867 году в переоборудованных по проекту архитектора В. П. Львова складах так называемого Винного городка. За двадцать лет функционирования эта маленькая, тесная, с ужасными условиями содержания тюрьма успела устареть настолько, что руководителям тюремного ведомства она стала поперек горла.
И когда после образования в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления начались большие реформы, именно на этом месте и решили возвести лучшую тюрьму в Европе.
Строить должен был наш лучший специалист — Антоний Иосифович Томишко, академик архитектуры и штатный архитектор Главного тюремного управления. Он был специально командирован за границу для изучения тамошнего тюремного дела и в этой области был во всеоружии.
Строили новую тюрьму, кстати, «постояльцы» старой, причем методом безотходного производства. Построив новый корпус, заключенные перебирались туда и начинали ломать старый. Таким образом они трудились пять лет и семь месяцев, завершив строительство в 1890 году. В результате Россия получила не только самую большую тюрьму Европы (рассчитанную на содержание почти полутора тысяч арестантов), но и самую современную, оборудованную по последнему слову техники.
Там были электрическое освещение, водяное отопление, эффективная принудительная вентиляция и система автономного водоснабжения. Многие россияне впервые знакомились с этими достижениями цивилизации только в тюрьме.
Практически сразу петербуржцы новую тюрьму окрестили Крестами. Дело в том, что два главных корпуса с камерами были выстроены в форме двух одинаковых, равноконечных крестов, соединенных зданием административного корпуса.
Причин этому две — идеалистическая и рационалистическая. С одной стороны, архитектор таким образом воплотил идею невозможности тюремного заключения без духовного покаяния (для покаяния, кстати, на верхнем этаже административного корпуса был воздвигнут пятиглавый храм, освященный в 1890 году именем святого благоверного великого князя Александра Невского).
С другой — такое расположение было очень удобно администрации: сидящие в разных крыльях заключенные не могли видеть окон друг друга.
Так что приватность будущим постояльцам гостиницы гарантирована.
И началась долгая и насыщенная история Крестов. Кто здесь только не сидел, от либералов Керенского и Милюкова до пламенных большевиков Троцкого и Каменева. Политиками, впрочем, не ограничивались: среди заключенных числятся и историк Лев Гумилев, и востоковед Шумовский, и будущий маршал Рокоссовский, и главный советский диверсант Судоплатов, и артист Жженов, и многие-многие другие, вплоть до некоторых сегодняшних воротил российского бизнеса. Здесь же, в Крестах, кстати, когда-то функционировала и знаменитая «шарашка» ОКБ-172 с заключенными — специалистами военного профиля.
Естественно, про Кресты сочинили массу легенд, самая знаменитая из которых гласит, что туда угодил и создатель тюрьмы Антоний Томишко, который якобы неосторожно заявил на аудиенции императору: «Государь, я построил для вас тюрьму!»
Да что там говорить, пласт фольклора такой, что многие сотрудники Крестов признаются: по молодости тоже искали знаменитую камеру № 1000 — якобы кроме 999 действующих есть еще и секретная тысячная камера, но где вход в нее, не знает никто, кроме начальника тюрьмы, а тот никогда не скажет.
Кое-какие из этих легенд нашли отражение в знаменитом музее, созданном в тюрьме. Богатое прошлое Крестов притягивает к себе, и не случайно народ ломится на периодически устраиваемые экскурсии, для которых всегда держат пустой камеру № 370.
Если же новый проект все-таки получит воплощение, самая знаменитая тюрьма страны (до сих пор остающаяся самой большой в Европе) станет доступна всем желающим. Главное, чтобы администратор на ресепшн не спрашивала: «Одиночек не осталось, общую хату бронировать будете?».
Шутка. Общих камер в Крестах никогда не было - только "одиночки".
____________
Если вы любите читать, рискну предложить вам познакомиться с моей книгой "В бой идут..." - https://author.today/reader/32004/239836.
Это добрая и смешная фантастика о поколении "последних советских людей", в свое время вошедшая в лонг-лист премии "Электронная буква-2019".
Близкое будущее. По государственной программе «Вторая молодость» заведующая домом престарелых, желая освоить выделенную квоту, с грехом пополам набирает четырех старичков, еще не впавших в маразм и не высыпавших весь песок, для участия в игре «Альтернативная реальность». Вот только старички оказались тем еще подарком! Бунты и побеги, друзья и враги, стихи и проза, прокачка, данжи и туповатый скелет Цитамол.