Парадокс в том, что святой Иоанн не думал писать «Лествицу», не считал себя ни писателем, ни наставником, но создал этот великий аскетический труд, став одним из наставников христианского подвижничества.
Немного истории
Святой Иоанн, прозванный потом Лествичником, был хорошо образован и обладал незаурядными умственными способностями, даром слова и письма.
Но еще в 16 летнем возрасте отказался от применения этих талантов для целей своей гражданской карьеры. Прибыв на Синай, стал послушником, решил посвятить себя Богу, любовь к Которому горела в его сердце издавна.
Когда в 35 летнем возрасте, после кончины своего наставника аввы Мартирия, Иоанн пришел к святому Георгию Арселаиту, то просил благословения на пустынножительство. Которое было получено.
Чего не было и что было?
Иоанн не уходил в «творческий отпуск» для написания "Лествицы". Не планировал в уединении написать великий наставляющий труд. Вовсе не такие мотивы и смыслы были у него.
Он выбрал суровое аскетическое пустынножительство, чтобы достичь совершенного жития с Богом, глубокой молитвы, плача и покаяния.
Для чего писал святой?
Тем ни менее, дары письма и слова, незаурядного ума, были в нем от Бога. Никакие дары, данные Богом, не остаются невостребованными. А по благословению Божьему находят наилучшее применение.
Сам св. Иоанн говорил, что использовал занятие письменными трудами в уединении, чтобы не впасть в грех уныния. Только лишь для этой малой цели, не мечтая создать «монументальное» и "великое".
Святой не подвергал себя жесткому посту, бдению, нещадному поклонству на земле. Никаких таких подвигов он не совершал. Но был постоянен, последователен и постепенен в малых ежедневных духовных делах
Вел жизнь умеренную и благоразумную. Молитва, бдение, покаяние, труды в огороде. Ну, а чтобы не впасть в уныние, он писал.
Можно ли назвать его писание самонаблюдением?
Нет. Это не было «ведение дневника аскета».
Это не было методом интроспекции, с которого началась экспериментальная психология в конце 19 века. Когда люди описывали свои ощущения и измеряли их. Этого не было у святого Иоанна.
В своих писаниях, святой Иоанн, осмыслял увиденный им ранее подвижнический опыт самых разных подвижников в свете Священного Писания и трудов других подвижников. Причем, стоит отметить, что читал святой и еретиков. Не для того, чтобы впасть в ересь, а в сопоставлении с Писанием, выделять и подвергать критике.
Наблюдал в себе святой то или иное действие страстей и добродетелей. Но он фиксировался не на себе, а на самих страстях и добродетелях. Это очень тонкое духовное видение.
Постигал те знаки, которые подавал ему Бог в уединении. Святой Иоанн считал, что Бог не только в святых книгах и поучениях наставников, но подает Свои знаки и Милость напрямую. Ни в коем случае нельзя упускать этот, очень значимый, непосредственный, духовный опыт.
Таким образом, писание в уединении (как предтеча написания потом «Лествицы») это была многооплановая деятельность под руководством Бога. Этим и ценно это творение.
Как жил в то время святой?
К святому Иоанну приходили люди иногда. Не только подвижники, но и миряне. Он давал им духовные советы. Не сам собой, но от Бога, по смирению. Имея характер не личный, а божественный, эти советы были действенны, помогали просившим. Поэтому слава о нем пошла широко за пределы его пещеры.
Святой Иоанн не отказывал людям в приеме, но и не стремился к людской славе. Когда его упрекнули, что он совершает все это по тщеславию, он перестал это делать до тех пор, пока люди не повинились, не признали своей ошибки и не попросили его «окормлять их духовно».
Святой приходил иногда в Храм, затрачивая 2 часа пешего пути до него (8 км пути), чтобы побыть на Литургии, и причаститься Святых Даров.
Братия помнила его и потому попросила его, со временем, стать их игуменом. Он согласился.
«Лествица» могла быть и не написана
Да, могло бы быть и так, если святого не попросил об этом настоятель Раифской обители Иоанн.
По его просьбе, святой Лествичник, уже будучи игуменом, человеком преклонного возраста (75 лет), написал «Лествицу» и «Слово к пастырю», отправив их с сопроводительным письмом к игумену Иоанну Раифскому.
В сопроводительном письме св. Иоанн писал, что выполнил его просьбу, как послушание. И не имеет нужды прославления, а, тем более, наставления других подвижников. Он просто изложил те откровения, что давал ему Бог в пустыни. Себя же продолжает почитать как недостойного грешника.
Послесловие.
В пустыне Иоанн внимал себе, Богу, пытался осмыслить в свете Божьем весь тот опыт, что он наблюдал доселе и открывающиеся ему знаки Божьи. Он вовсе не хотел ни знаменитости, ни применения своих даров, ни возвышения над людьми, ни почитания себя наставником. Он хотел лишь быть с Богом и жить совершенной, евангельской, жизнью о Боге.
Бог же все так чудесно благоустроил, что «Лествица» не осталась в уме и душе инока, но увидела свет, стала настольной книгой многих монахов и мирян, которые находят в ней полезные подсказки и ответы в христианской добродетельной жизни.
Хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях