Найти тему
Игорь Орлов

Парадокс создания великой «Лествицы» святым Иоанном

Оглавление

Парадокс в том, что святой Иоанн не думал писать «Лествицу», не считал себя ни писателем, ни наставником, но создал этот великий аскетический труд, став одним из наставников христианского подвижничества.

-2

Немного истории

Святой Иоанн, прозванный потом Лествичником, был хорошо образован и обладал незаурядными умственными способностями, даром слова и письма.

Но еще в 16 летнем возрасте отказался от применения этих талантов для целей своей гражданской карьеры. Прибыв на Синай, стал послушником, решил посвятить себя Богу, любовь к Которому горела в его сердце издавна.

Когда в 35 летнем возрасте, после кончины своего наставника аввы Мартирия, Иоанн пришел к святому Георгию Арселаиту, то просил благословения на пустынножительство. Которое было получено.

Преподобный Георгий Арселаит (Синайский).
Преподобный Георгий Арселаит (Синайский).

Чего не было и что было?

Иоанн не уходил в «творческий отпуск» для написания "Лествицы". Не планировал в уединении написать великий наставляющий труд. Вовсе не такие мотивы и смыслы были у него.

Он выбрал суровое аскетическое пустынножительство, чтобы достичь совершенного жития с Богом, глубокой молитвы, плача и покаяния.

Обитель св. Иоанна Лествичника на Синае
Обитель св. Иоанна Лествичника на Синае

Для чего писал святой?

Тем ни менее, дары письма и слова, незаурядного ума, были в нем от Бога. Никакие дары, данные Богом, не остаются невостребованными. А по благословению Божьему находят наилучшее применение.

Сам св. Иоанн говорил, что использовал занятие письменными трудами в уединении, чтобы не впасть в грех уныния. Только лишь для этой малой цели, не мечтая создать «монументальное» и "великое".

Святой не подвергал себя жесткому посту, бдению, нещадному поклонству на земле. Никаких таких подвигов он не совершал. Но был постоянен, последователен и постепенен в малых ежедневных духовных делах

Вел жизнь умеренную и благоразумную. Молитва, бдение, покаяние, труды в огороде. Ну, а чтобы не впасть в уныние, он писал.

Можно ли назвать его писание самонаблюдением?

Нет. Это не было «ведение дневника аскета».

Это не было методом интроспекции, с которого началась экспериментальная психология в конце 19 века. Когда люди описывали свои ощущения и измеряли их. Этого не было у святого Иоанна.

В своих писаниях, святой Иоанн, осмыслял увиденный им ранее подвижнический опыт самых разных подвижников в свете Священного Писания и трудов других подвижников. Причем, стоит отметить, что читал святой и еретиков. Не для того, чтобы впасть в ересь, а в сопоставлении с Писанием, выделять и подвергать критике.

Наблюдал в себе святой то или иное действие страстей и добродетелей. Но он фиксировался не на себе, а на самих страстях и добродетелях. Это очень тонкое духовное видение.

Постигал те знаки, которые подавал ему Бог в уединении. Святой Иоанн считал, что Бог не только в святых книгах и поучениях наставников, но подает Свои знаки и Милость напрямую. Ни в коем случае нельзя упускать этот, очень значимый, непосредственный, духовный опыт.

Таким образом, писание в уединении (как предтеча написания потом «Лествицы») это была многооплановая деятельность под руководством Бога. Этим и ценно это творение.

Как жил в то время святой?

К святому Иоанну приходили люди иногда. Не только подвижники, но и миряне. Он давал им духовные советы. Не сам собой, но от Бога, по смирению. Имея характер не личный, а божественный, эти советы были действенны, помогали просившим. Поэтому слава о нем пошла широко за пределы его пещеры.

Святой Иоанн не отказывал людям в приеме, но и не стремился к людской славе. Когда его упрекнули, что он совершает все это по тщеславию, он перестал это делать до тех пор, пока люди не повинились, не признали своей ошибки и не попросили его «окормлять их духовно».

Святой приходил иногда в Храм, затрачивая 2 часа пешего пути до него (8 км пути), чтобы побыть на Литургии, и причаститься Святых Даров.

Братия помнила его и потому попросила его, со временем, стать их игуменом. Он согласился.

«Лествица» могла быть и не написана

Да, могло бы быть и так, если святого не попросил об этом настоятель Раифской обители Иоанн.

По его просьбе, святой Лествичник, уже будучи игуменом, человеком преклонного возраста (75 лет), написал «Лествицу» и «Слово к пастырю», отправив их с сопроводительным письмом к игумену Иоанну Раифскому.

В сопроводительном письме св. Иоанн писал, что выполнил его просьбу, как послушание. И не имеет нужды прославления, а, тем более, наставления других подвижников. Он просто изложил те откровения, что давал ему Бог в пустыни. Себя же продолжает почитать как недостойного грешника.

Послесловие.

В пустыне Иоанн внимал себе, Богу, пытался осмыслить в свете Божьем весь тот опыт, что он наблюдал доселе и открывающиеся ему знаки Божьи. Он вовсе не хотел ни знаменитости, ни применения своих даров, ни возвышения над людьми, ни почитания себя наставником. Он хотел лишь быть с Богом и жить совершенной, евангельской, жизнью о Боге.

Бог же все так чудесно благоустроил, что «Лествица» не осталась в уме и душе инока, но увидела свет, стала настольной книгой многих монахов и мирян, которые находят в ней полезные подсказки и ответы в христианской добродетельной жизни.

Хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.