Найти в Дзене
Дзен Алтай

Кто стоял во главе пазырыкцев? Вожди-воины или...

Начало тут: Откуда есть пошли пазырыкцы и почему они пришли на Алтай https://zen.yandex.ru/media/id/5c3ad3b540e8e300aa0a4ddd/otkuda-est-poshli-pazyrykcy-i-pochemu-oni-prishli-na-altai-623967657f780532110a1167

В середине 4 в до н.э. пазырыкцы неожиданно активизировались и двинулись со своей очень небольшой начальной территории, где они проживали в долинах рек Урсул и Средняя Катунь, по всем направлениям. И прежде всего на юг.

Теперь царей хоронят на 200 км южнее от первоначального их заселения - в тихом и холодном урочище Пазырык на Улаганском нагорье, откуда летом открываются эпичные виды на снежные вершины Курайского хребта.

А за следующие 50 лет курганы пазырыкской культуры распространились за пределы Алтая вплоть до гор Тянь Шаня, включая сегодняшний Урумчи, Западную Монголию и восточный Казахстан.

То есть территория пазырыкской культуры с 500го до 300го года до нэ выросла в несколько десятков раз. Так что же произошло?

Многие климатологи считают, что малый ледниковый период к тому времени успешно завершился, ресурсов для жизнедеятельности человека теперь стало гораздо больше, чем раньше. Но в этом случае распространение пазырыкцев нельзя объяснить просто взрывным ростом своего населения. Потому что тогда, в конце концов, и соседствующие с ними народы тоже должны были вырасти пропорционально. А значит эффект количества был бы сведен на нет.

Более того, в "свежих" пазырыкских захоронениях мы начинаем встречать людей с монголоидной внешностью и некоторыми изменениями в погребальном обряде. То есть шла ассимиляция и расовая, и культурная.

Получается что это было завоевание. Но военное ли?

По могилам пазырыкцев мы хорошо видим, что захоронения с прижизненными смертельными травмами характерны только для 5% случаев. Это очень мало. Так например в более поздней культуре Алтая эпохи гуннских завоеваний (булан-кобинской), процент таких захоронений достигает 15%.

-2

То есть пазырыкская культура не соответствует тому военно-мобилизационному обществу, каковыми были все кочевые государства начиная от гуннов и далее по списку. А как же тогда они смогли распространить свою культуру так быстро и так далеко?

Вообще, мы знаем только два варианта расширения ареала какой либо культуры - это военная экспансия или культурная ассимиляция. Например, в случае с Чингизханом завоевания монголов были типичными военными захватами и держава Монголов существовала пока была единая власть. Как только власть ослабла, держава распалась на многочисленные осколки, которые и дальше продолжали сыпаться на еще более мелкие части.

А позже в Монголию проник буддизм в форме ламаизма и без каких либо военных конфликтов внедрился в среду монголов. И сегодня все монголы буддисты, мирный и духовно богатый народ.

В случае с взрывным ростом ареала пазырыкской культуры мы имеем дело именно с культурной ассимиляцией. В этом смысле очень любопытны две истории, открытые нам археологами. Они показывают нам то, что во главе пазырыкцев стояла не военная каста профессиональных воинов, как это чаще всего и бывает в кочевых государствах где господствует принцип «народ-войско», а жрецы-вожди. Это кстати гораздо больше похоже на древнеиндийское кастовое общество, где высшая каста это жрецы-брахманы, а военная, кшатрии, по статусу только вторая.

Первая история от археологов. Недавно, в 2020 году, вышла интересная статья научного сотрудника Государственного Эрмитажа Марсадолова, в которой он обратил внимание, что у «пазырыкцев» прослеживается закономерность: на татуировке человека высокого ранга изображали значительно больше фигур, чем у кочевников более низкого ранга, и соответственно погребали в курганах разных рангов.

Ученый стал анализировать изображения на теле вождя, захороненного в долине царских курганов Пазырык, во втором кургане (а так называемых царских их там пять), и пришел к интересным выводам. Оказывается на теле изображен зодиакальный цикл животных-созвездий между которыми расположены так называемые животные-медиаторы. Эти медиаторы обеспечивают бесконфликтый переход одного времени года к другому. Например, при переходе из зимы в весну чтобы не было, говоря простым языком, возвратных заморозков и снегопадов, чтобы не гибла только что взошедшая трава, очень важно чтобы духи, стоящие за соседствующими временами года не вступали в борьбу между собой, для этого нужны нейтральные духи, которые не стоят на чьей то стороне. Эти духи изображены по принципу Лего, голова от одного животного, тело от другого и тд. То есть они и выглядят как переходные, там от летнего созвездия Льва к осеннему созвездию Весов (на теле их олицетворяют два малых хищника), далее к зимнему созвездию Козерога (изображение козла) и тд.

-3

Эти животные-медиаторы выступают помощниками вождя в поддержке стабильности и прочих скреп в природе. Также у более поздних шаманов были духи-помощники, которые помогали шаману в его путешествиях по небесным мирам в преодолении различных преград между мирами, ловушек расставленных злыми духами и тд. И тем сильнее считался шаман, чем больше помощников у него было.

Также видимо обстояли дела у жрецов пазырыкцев. Чем больше разных духов-помощников в виде фантастических зверей или птиц было у вождя, тем сильнее и авторитетнее он был среди своего народа. Этому вождю на момент смерти было около 60 лет, что по любым меркам было много. В России очень мало государей дожило до таких преклонных лет. Могила этого вождя из Второго Пазырыкского кургана была первой в этой царской долине. По видимому именно он сыграл огромную роль продвижении и ассимиляции различных племен в пазырыкскую среду.

Второй археологический пример, показывающий нам уникальную роль жрецов в среде пазырыкцев, это могильный курган в горах на границе Республики Алтай и Алтайского края, в долине Сентелек, раскопанный в 90е гг.

-4

Поражают его строгие геометрические формы, выверенные расстояния между различными элементами. Археологи считают, что продуманность и тщательность возведения комплекса указывает на присутствие организатора поминального обряда ― служителя культа (жреца), а скорее группы служителей, обладавших обширными познаниями, и применявших фиксированные меры длины, кратные персидскому локтю и частям тела человека.

По периметру насыпи выявлены расположенные наклонно к поверхности плиты, которые придавали кургану вид большого цветка с примерно 310 лепестками. К востоку от кургана на уровне древней поверхности обнаружено вытянутых в одну линию 19 ямок-гнезд глубиной 50―70 см под 19 стел (балбалов). В момент раскопок эти стелы лежали на земле, но когда их поставили в соответствии с формой ямок, выяснилось что несмотря на их разную высоту между собой, по мере удаления от кургана и понижения склона высота стел увеличивалась, как бы компенсируя перепад высот и выстраиваясь в одну линию по горизонту. Расстояние между центрами стел составляло по 3,2 м. Стелы вкапывались строго в одну линию по азимуту 95° и нацеливались на выделяющуюся седловинку противостоящей горы.

Эти и другие выявленные любопытные факты этого могильника показывают нам высокий авторитет и власть жрецов пазырыкцев, обладавших обширными знаниями геометрии, астрологии и технических приемов. Если интересно почитать об этом могильнике, а он в отличие от Принцессы Укока не раскручен среди туристов, поищите в интернете по поиску «шульга сентелек», я подробно описывать не буду, а то мы так никогда до китайцев не доберемся.

Кстати, что касается Принцессы Укока и ее принадлежности к жреческому сословию, о чем говорят многие экскурсоводы туристам. Я все же думаю, что вряд ли она была одной из высших жриц пазырыкцев. Потому что умерла очень молодой, ей не было и 30 лет, причем последние годы она уже физически сильно сдала, у нее был рак в последней стадии.

-5

Поэтому никак не могла она обладать широкими знаниями по астрологии или геометрии. Более того, в ее кургане не было найдено никаких специфически жреческих предметов, которые бы ее выделили на фоне прочих подобных захоронений. Но в то же время, там было достаточно статусных предметов, чтобы отнести ее к так скажем среднему классу общества.

Дело тут видимо совсем в другом. Судя по мнению некоторых ученых, она состояла в родстве с вождем из Второго Пазырыкского кургана, о котором я уже говорил. Даже татуировки им делал скорее всего один и тот же человек, потому что стиль татуировок абсолютно идентичен (мнение Полосьмак Н.). Видимо в силу того, что вождь был царем-жрецом, их род был обожествлен, и тень этого поклонения легла и на Принцессу Укока, как представительницы царской семьи.

Итак, около 325 года до н.э. пазырыкцы начали активную культурную и территориальную экспансию. Общество, объединенное мощной индоиранской религией, имеющее во главе вождей-жрецов двинулось на новые земли.

А в это время в Китае наступал час икс в борьбе различных государственных образований, получивший название «Эпоха Сражающихся царств».

карта из инета
карта из инета

#пазырык #скиф #принцесса укока #алтай #саки #усунь #юэчжи #горный алтай #история алтая #онгудай