Как известно, глобальных финансовых центров три, это Лондон, Нью-Йорк, Токио, региональные центры это Шанхай, Шэньчжэнь, Франкфурт-на-Майне, Сидней и Москва, оффшорные центры это Каймановы острова, Дублин, Люксембург, Цюрих, Сингапур и Гонконг. Если проанализировать местонахождение этих финансовых центров, то большинство их это крупные морские порты. Обычно стараются на этом не обращать на это внимание, уводя внимание на особое развитие капитализма в этом регионе. Хотя особое развитие капитализма как заключалось в особом развитии морской торговли и перевозок. Раньше в Европе основные морские торговые перевозки осуществлялись в Средиземноморье, там и находились и основные финансовые европейский центры. Но с приходом эпохи великих географических открытий произошло смещение основных торговых перевозок из Средиземноморья в Северную Атлантику. Отсюда экономическое усиление Испании, Голландии, Англии. Возникла новая экономическая реальность, которой воспользовалась Англия. Осталось только замкнуть Англии на себя основные североатлантические торговые перевозки на себя, а потом и мировые. Для этого были использованы морское пиратство и военный флот. По сути именно это и позволило стать Англии ведущей капиталистической державой, ведь для контроля мировой морской торговли как раз необходимо иметь крупный морской военный и торговый флот. Такое положение сохранялось до второй мировой войны, когда мировым финансовым центром стал город Нью-Йорк, страна США. В принципе Бреттон-Вудская валютная система могла со временем развалится и Англия могла бы восстановить свою роль в глобальной финансовой системе. Так и могло быть, если не одно «НО», появление межконтинентальной авиации, когда чтоб перевозить деньги было необязательно на морских судах, можно уже на самолетах.
То что глобальная торговая система завязана прежде всего на морской торговле очевидно, отсюда связь глобальной торговой системы с глобальными финансовыми центрами, которые расположены в морских портах. Но и здесь встречаются интересные закономерности, например такие, что наиболее крупные морские порты в Европе расположена как раз на североатлантическом побережье, но не как на средиземноморском. Десятка наиболее крупных европейских морских портов, это Роттердам, Антверпен, Гамбург, Амстердам, Альхесирас, Бремен и Бремерхафен, Марсель, Гавр, Валенсия, Гримсби и Иммингем. Любопытно и то, что только порты Марсель и Валенсия находятся в Средиземноморье, когда другие в Северной Атлантике. Здесь можно сравнить географию расположения крупных морских портов в Испании и во Франции, страны, которые имеют как средиземноморское побережье, как и североатлантическое. При этом самые крупные морские порты в Испании расположены как раз в Средиземноморье, это Валенсия, Барселона и Альхесирас. Другое дело Франция, хотя крупнейший его порт Марсель находится в Средиземноморье, другой крупный порт Гавр в Северной Атлантике, но в и проливе Ла-Манш. Во Франции открытый выход в мировой океан имеет разве что порт Бордо, который согласно данным имеет глубину акватории канала 12.5-13.7 метров, грузового причала 7.1-9.1 метров, якорной стоянки 9.4-10 метров и нефтеналивного причала 9.4-10 метро, что явно не тянет на звание крупного логистического центра. В Испании, кроме известных крупных морских портов Альхесирас, Барселона, Валенсия, есть еще и Бильбао, Виго, Малага, два из которых Бильбао и Малага находятся на побережье Северной Атлантики. Порт Бильбао считается главным мультимодальным центром на севере Пиренейского полуострова, который может принимать суда с осадкой от 14 до 32 метра. Не случайно Испания занимает 3-е место в Европе (после Германии и Нидерландов) и 11-е в мире по грузовым перевозкам, хотя береговая линия намного длиннее по сравнению с Германией и Нидерландами. Возможно сказывается, ширина железнодорожной колеи в Испании не «европейская» 1435 мм, а 1668 мм, и существует здесь разрыв, но это не касается высокоскоростной железной дороги, так как в Испании ее колея составляет 1435 мм как в Европе, во Франции. Хотя французская экономика все еще считается более крупной чем испанская, все же в общем показатели по объемам морских грузовых перевозок у Испании выше, чем у Франции, все это указывает на то, что Франции так до сих пор не удалось стать европейским экономическим лидером.
Как известно, что торговля и финансовая система тесно между собой связаны, более того, финансовая система это всего лишь часть торговой системы. Но как известно, что удовлетворение потребностей осуществляется за счет развития техники и технологии, в данном случае транспорта, в данном случае морского транспорта, где важную роль играют морские порты. И здесь важно определиться с местоположением крупных морских логистических центров. Мировой опыт подсказывает, что крупные морские логистические центры, морские порты должны иметь прямой выход в мировой океан, так как иначе есть вероятность «естественной» блокировки морских перевозок через морские проливы или через прохождение чужие иностранные территориальные воды. Поэтому наиболее подходящее место для размещения крупного морского логистического центра является порт Мурманск и во вторую очередь порт Владивосток.
Отсюда выводы, основные условия для наличия глобального финансового центра:
1. морские торговые и военные порты, имеющие прямой выход в мировой океан;
2. наличие мощного морского торгового и военного флота;
3. наличие мощной дальнемагистральной и среднемагистральной гражданской и военной авиации;
4. наличие собственной мощной космической спутниковой группировки и системы для обеспечения его работы.