Река Тура - весьма лакомый кусочек для сплавов - она доступна, вскрывается раньше и не такая "попсовая", хотя по ней постоянно ходят.
Надо сказать, что сток реки зарегулирован, так как находится в верховьях много водохранилищ, однако здесь весьма четко выделяются паводковые режимы и полная межень. В межень тут особо делать нечего - можно умереть на веслах и куча отмелей, в то время как на большой воде река может быть даже опасна.
Обо всем по порядку
В этой статье мы будем говорить о участках реки Тура, пригодных для сплава на легких судах типа: катамаран, байдарка, надувная лодка, пакрафт и так далее.
Река Тура, одна из крупнейших в Свердловской области, берет свое начало в районе города Кушва и далее течет через Верхнюю и Нижнюю Туру на Верхотурье и далее на Туринск, Туринскую Слободу и Тюмень.
Заканчивается река Тура устьем в реку Тобол (Обский бассейн), хотя, если честно, в месте слияния река Тура шире чем Тобол, но так уж повелось, что именно Тура впадает в Тобол, а не наоборот.
Вскрывается ото льда река Тура немного раньше, чем чем аналогичные реки Западного макросклона Уральских год, обычно лед сходит в конце апреля, примерно перед последними выходными апреля. В этот момент в Нижней Туре приоткрывают заслонку водохранилища и мощный ревущий поток устремляется в каменную долину. Узнать о том, как обстоят дела на плотине и когда ее открывают можно у местных, коих здесь в сообществе "ТК Вершина" довольно много, вам не только скажут, но и фото приложат, так что обращайтесь. Мы по величине сброса уже можем определять уровень воды в реке.
Для сплавов теоретически можно использовать конечно всю реку от Верхней Туры, но ниже Верхотурья река становится широкой и равнинной, если только на байдарке или парусном катамаране - еще можно погулять, долго гулять. А вот все интересности реки Тура находятся в верхней части реки, выше Верхотурья. Здесь речь пойдет об этом.
Любопытный факт: Верхотурье расположен на реке Туре ниже, чем Нижняя Тура. Это объясняется тем, что они были основаны в разное время. Для Верхотурья "нижним" был Туринск, а основанная позже Нижняя Тура составляла пару с Верхней Турой. (Ураловед).
Вода для питья
Не смотря на то, что сплав идет по реке, вода в ней содержит коллоиды и взвеси, пить ее можно только после кипячения, готовить еду тоже можно. Мы особо не брезговали за эту тему, накипятишь и заливаешь в бутылки чай, который потом остывает. Но на треках я постараюсь отметить источники питьевой воды на маршруте.
Приступим к описанию самой реки
Для сплавов на реке можно выделить два крупных участка, которые между собой не сочленяются:
- Участок от Верхней Туры до Нижней Туры;
- Участок от Нижней Туры до Верхотурья - этот участок можно разделить на несколько более мелких подучастков, но об этом ниже.
1. Участок от Верхней Туры до Нижней Туры
Трек участка: здесь
Длина участка: 51,5 км
Воду для питья здесь набрать не где, только кипятить речную.
Комментарии:
Этот участок не пользуется популярностью по ряду причин - ниже по течению живет много бобров и река вся в завалах, плюс здесь есть две локации, которые придется обнести.
Мы ходили здесь порядка 3 раз, в районе 2001-2211 годов, и крайние разы мы шли по реке с бензопилой на носу - пилиться приходилось практически постоянно.
Участок проходим по большой и средней воде. По малой воде там очень мелко и течение "никакое" + высокие завалы, самые высокие! В идеале идти здесь - только в большую воду, часть завалов как раз окажется затопленной.
Теоретически можно делать старт от плотины в городе Верхняя Тура, но река там мелкая, извилистая и не исключено нахождение в русле различного мусора, который может повредить судно. По этой причине сплавщики стартуют от "первого" моста через реку Тура - N 58.40189° E 59.87557°.
От "первого" моста последующие 4 километра река сильно петляет, в русле попадаются завалы, но течение в целом радует.
Следующие 2 километра река замедляется и течение почти исчезает, ощущается подпор старой плотины.
Река первый раз подходит к железной дороге и здесь в Туру впадает река Савотка. По Савотке можно подняться немного, почти до железнодорожного моста. дальше под мостом пешком - можно выйти в поселок Дачный, в поселке раньше точно были магазины, как сейчас, не знаю.
От устья Савотки по реке Тура лопатить веслами примерно 1 км, проходим мимо станции "Гаечное" и с воды становится заметна плотина. Ориентир - правый берег, прямо на берегу развалины строений. Плотина необслуживаемая. Представляет собой металлический вал, вращением которого раньше регулировали уровень воды в русле.
Перед плотиной на левом берегу место для чалки и обноса.
С плотины я прыгал пару раз, один раз было удачно - надо садиться на баллон верхом и ногами обхватывать баллон, второй раз вышел факап, я забыл, что надо ногами обхватывать баллон, итог на видео и там же внешний вид плотины:
Снято в 2011 году.
Слив высотой чуть более 2 метров, бочки под ним почти нет. Мы шли 2 мая, уровень воды средний. Рюкзаки обнесли и налегке прошли плотину.
Если вы используете общественный транспорт, то стартовать можно с поселка Дачный (станция Гаечное), со станции идете метров 200 на север, когда заканчиваются развалины на берегу Туры. Вставать на воду можно ниже плотины на правом берегу в любом удобном месте - места там много.
После плотины река в русле и несет хорошо, русло уже не такое извилистое, хотя бывает. Первое время река прямо радует - несет хорошо и завалов не так много, иногда встречаются несложные перекаты. Но где то после 20 км по треку река опять начинает сильно вилять и количество завалов резко вырастает. По берегам стоят огрызки - Бобруйск в разгаре, деревья большей частью в русле сплошняком.
На 22 км трека, на пересечении реки и Газопровода есть сложное место: N 58.49642° E 59.91582°
Русло сужается, течение усиливается, а берега становятся выше - кругом все ископано бульдозером и поперек русла лежит мост - вода идет через трубы. Это технологический мост Газпрома. В свое время я тут байдарку прямо по трубе пропускал, но катамараны однозначно обносить.
Прошли разрушенный мост в 2011 году как мастера - кормой вперед))).
Дальше до "второго" моста порогов нет, перекатов тоже почти нет, зато завалов и расчесок умотаться.
Вот такой Бобруйск после Газотрассы:
А вот и Бобруйск — по берегам стоят знатные карандаши:
Пампасы дикие!
Допиливаем завал
Под вторым мостом N 58.54741° E 59.91751°, между опор формируется струя, небольшая шиверка со стоячими волнами до 0,5 метра. После слива небольшое расширение русла и в правом берегу есть залив - там удобно причаливать и финишировать (место для финиша №1). Но выезд отсюда возможен только на заказном или личном автотранспорте. Автостоп здесь затруднителен, особенно с вещами.
Если идти дальше по воде, течение постоянно ослабевает и через 3 км впадает слава приток - Малая Именная. Дальше только на веслах, еще через 500 метров - автомобильный мост (N 58.54715° E 59.88333°), у него можно финишировать (место для финиша №2). Здесь ходят рейсовые автобусы на Нижнюю Туру с ближайших деревень до автостанции. Регулярность движения - примерно автобус в 1,5-2 часа, расписание надо уточнять.
От этого моста фактически начинается Нижнетуринский пруд, большую роль станут играть ветра и ветровые нагрузки на судно.
Пруд в этом месте сильно вытянут до следующего места финиша лопатить 8,5 км. Ориентир - начинаются дома, с воды хорошо заметно здание Исовского Геолого-разведочного колледжа (N 58.60984° E 59.88438°) и общежития (N 58.60909° E 59.88569°). Перед ними хорошо заметно строение на берегу пруда и подходящая асфальтовая дорога - здесь находится городской морг и убежище Гражданской обороны, это место для финиша №3. От этого места по дороге 300 метров мимо родника N 58.60789° E 59.88723° выход к конечной городского автобуса №3 - можно добраться до автостанции и до Ж/Д станций ГРЭС, МИР.
По пруду можно идти еще 6 км до основания плотины - место финиша №4, там пешком только на электричку. Итого по пруду лопать почти 15 км.
2. Участок Нижняя Тура - Верхотурье.
Совмещать участок 1 с участком 2 нецелесообразно, так как в Нижней Туре будет большой разрыв - суда надо транспортировать довольно далеко.
2.1. Подучасток: Нижняя Тура - Елкино.
Трек: ЗДЕСЬ
Расстояние: 12,6км
Участок в очень большую воду может быть очень опасен!
Русло на этом участке становится шире, завалов уже нет, но могут быть "расчески" (речь о русле не измененном драгой). Течение несет практически на всем участке 2.1.
Старт категорически рекомендуется делать ниже охраняемого моста: N 58.63865° E 59.83836°
Мост охраняет вооруженная охрана, могут стрелять на поражение по проплывающим под ними судам. Я лично не слышал не разу, чтобы стреляли, но то что ругаются в матюгальник - это факт. Могут и наряд вызвать если что.
Место для старта отмечено на треке - если заброска была на автотранспорте, то ниже охраняемого моста встаете на воду с левого берега, если приехали на электричке, то с Ж/Д станции МИР выходите на правый берег реки Тура до или после автомобильного моста N 58.63742° E 59.85341°. Мест для стапеля там полно, но вот с древесиной для рамы катамарана - не очень, но можно прогуляться и поискать в лесу неподалеку.
Почти сразу после автомобильного моста - через русло реки лежат трубы, по ним пешеходный мостик сделан (N 58.63764° E 59.85789°). Трубы низко, но по ним можно ориентироваться об уровне воды в реке - этот момент крайне важен для безопасного прохождения маршрута и участка 2.1. Если вы не можете пройти под этими трубами (вода вплотную под ними), или приходится ложиться на раму и протискиваться под трубами - лучше дальше не идти, либо ждите, когда вода спадет, либо меняйте маршрут - это признаки очень большой воды на участке, чем они грозят - узнаете чуть позже.
После пешеходного мостика почти 2 км относительно прямой участок реки, пара перекатиков приятно добавят вам впечатлений. Река несет хорошо на этом участке почти везде.
Прямой участок заканчивается крутым левым поворотом русла, справа небольшой скальник в лесу. Можно причалить и сходить посмотреть на водопад, который бывает здесь только по весне. По водопаду вы поднимитесь на холм - это рекультивированные земли "зольника" - шламоотвал НижнеТуринской ГРЭС, пейзаж антропогенный, но сейчас он зарастает и радует глаз буйностью жизни и отличными видами на Нижнюю Туру и гору Шайтан (N 58.62563° E 59.83815°).
Далее почти 1,5 км прямой участок, который заканчивается правым поворотом, а на левом берегу скала-боец, если так можно назвать - струя немного наваливается на береговую низенькую скалку и все русло поворачивает. Сложностей пройти тут нет.
На отметке 6,5 км по треку - на крутом левом повороте, (правый берег) в лесу еще один красивый скальник (N 58.66244° E 59.85881°). После этого скальника через 500 метров старый мост.
Старый мост N 58.66203° E 59.84967° находится около поселка Таежный и по нему идет дорога в сторону деревни Елкино, местные, кто здесь знает - этой дорогой пользуются, гоняют на моциках даже пьяные в хлам. По этой причине надо быть аккуратней с местным населением в этом месте. Ситуация осложняется еще и тем, что в поселке Таежный часто селятся "отсидевшие срок" и вышедшие на свободу - их в Лесной не пускают и они селятся в Таежном или Нижней Туре, последняя их тоже не особо радует, а вот Таежный.... Хотя это не точно и что-то могло поменяться за это время, но раньше здесь нарваться на "дичь" можно было как с куста. Перед мостом надо обязательно остановиться на любом удобном месте - правый берег может быть подтоплен, тогда на левом, он повыше и по круче. Обязательно надо осмотреть проходы под мостом. Дело в том, что мост старый и его опоры перед собой собрали завидное количество мусора, образовав завал. В среднюю воду и выше этот завал подтапливается и можно пройти по центру, а в малую воду можно и на обнос попасть. В очень большую воду тут все пролетается спокойно, но под мостом вода сильно крутит.
После таежинского моста - русло реки как гребной канал, широкое, прямое и длинное, примерно 1,5 км. Течение несет, красота. Но тут главное не расслабляться, ибо прямая заканчивается лихими поворотами и узкими протоками с хорошим течением - река входит на дражный полигон.
Начиная с развилки N 58.66571° E 59.82673° на реке начинается дражный полигон. Река Тура, как и многие реки этого района - это крупное месторождение россыпного золота и платины. Здесь везде ходила драга - особое судно, которое промывает грунты/породу и из него добывает драгоценные металлы. Дражный полигон очень сильно изменил русло реки, река образует заливы, протоки, острова, разрезы. Причем в очень большую воду вся долина реки с островами, разрезами и прочими формами микрорельефа затапливается и вода идет по мимо главного русла еще и по лесу, по затопленным островам. Именно в этом и состоит опасность этого участка - протоки и проходы здесь не логичны и на быстром течении можно просто не успеть вырулить куда надо. Иногда на принятие решения уходят 1-2 секунды, опоздал - приплыл. Часто встречается такая картина - идешь вроде по руслу и оно раздваивается - видна протока направо, ты вроде дергаешься туда, но тут видишь, что она уходит в лес, а основная протока уходит налево и ты прямо на текухе начинаешь маневры. Такое место я обозначил здесь: N 58.67812° E 59.81367°
Вроде оно. Мы попадали там под раздачу - не вырулили и нас снесло в кусты. Кат чуть не кильнулся на ровном месте.
В общем резюмируя: участок в большую воду засадный, надо четко держаться русла, чуть зевнул - вылетел в кусты. Но кусты с тех пор реально подросли, поэтому теперь это полноценные деревья. Если улетите с катом в лес - кат может и не разобьете, в лесу плавает много мусора + доски, иногда с гвоздями, но есть риск промокнуть + потерять шмотки.
Есть кстати там еще засадные места такого типа - протока сильно изгибается и по средней воде или малой воде нормально проходима, но в большую воду направление течения в ней меняется - так образуется "мешок" из которого выход только по воде через лес. Поэтому старайтесь в большую воду избегать сильно изогнутых проток и проходов.
До самого конца участка 2.1. вы весла из рук не выпустите, постоянно надо судном управлять.
Мест для стоянок на участке 2.1. не много, точнее сказать мы тут никогда не ночевали из-за близости населенки.
Воду для питья здесь можно набрать только в частных домах в деревне Елкино - по просьбе они наливают в вашу тару, но ее все равно лучше кипятить.
2.2. Подучасток: Елкино - Маломальский.
Трек: ЗДЕСЬ
Расстояние: 13 км
C питьевой водой тут тоже все сложно - только кипятить, в разрезах искать притоки - дело геморройное.
Подучасток начинается сразу после моста в Елкино - уходить надо направо, в сторону основной протоки - там течение само выносит куда надо.
Далее длинный и широкий плес - острова затапливаются и течение практически останавливается. Приходится грести. По правому берегу идет череда красивых известковых скал - это геоморфологический и ботанический памятник природы "Елкинские скалы", здесь обитают редкие эндемичные виды растений, один из которых - астрагал Горчаковского говорят обитает только здесь.
На скалах по весне можно встретить большое количество настоящих подснежников, которые мы привыкли называть сон-трава (Прострел из рода Ветренницы).
Напротив Елкинских скал, в теории можно встать на ночевку, на коренной левобережной поляне, неподалеку от деревни Елкино, но надо помнить про местное население. В самое деревне Елкино еще нормальные жители, но рядом деревня Чащавита, бывший колхоз как и Таежный - там полно «дичи», могут просто приехать в гости, им там скучно, бедолаги.
Длинный плес заканчивается новыми разрезами, там аналогично как до Елкино - не расслабишься, но если держаться правого борта долины, то вполне можно успешно проскочить этот участок даже в очень большую воду.
Дражник в этом месте и вообще на реке Тура может спокойно преподнести любой сюрприз, так что не расслабляться. Идти здесь «весело» на разрезах плесы, в протоках быстринки, много маневров. Если идете на нескольких судах - рекомендую ждать отстающих, чтобы не попали под раздачу.
В протоках и на струе часто встречаются расчески, торчащие бревна, стволы, но в целом проходимо все, лишь бы не шла вода по лесу.
Интересное и засадное место есть в конце этого участка. Сначала вы увидите торчащий угол скального выступа и за ним за деревьями дома - это правобережный Маломальский.
Поселок Маломальский, сейчас это в основном дачный поселок, а раньше здесь находился прииск, золота и платины здесь было не так много, но мал-мала попадало, вот и прозвали его Маломальским.
Так вот, как начались дома - вода здесь сильно разливается - надо пересечь долину и уйти под левый берег, в протоку, как идет трек. Мы ранее здесь уходили прямо и это всегда заканчивалось "приключениями" и протаскиванием судов по непонятным проходам и отмелям (по большой воде можно пройти по этому проходу, но с приключениями N 58.75414° E 59.87337° - это если прямо пошли).
В месте этого разлива происходит слияние реки Туры и реки Ис, вы должны выйти прямо к левобережному поселку Маломальский и далее под левым берегом до старого железнодорожного моста - N 58.75473° E 59.88443°.
Про железнодорожный мост и железную дорогу на Ис можно почитать здесь:
https://vk.com/@wershina-kytlymsko-isovskaya-zheleznaya-doroga
За мостом есть небольшое расширение и бухта, где удобно причалить или даже встать на стапель/антистапель. Для старта и финиша это место удобно - сюда можно подъехать на любом ЗАКАЗНОМ транспорте в Нижнюю Туру.
2.3. Подучасток Маломальский - Перевоз
Трек: https://clck.ru/eRcvg
Расстояние: 45 км
Это достаточно автономный участок на маршруте, хотя параллельно идет дорога, грунтовка, но ее проезжабельность под вопросом, до порога "Волчья пасть" говорят можно проехать на пузотере, а может даже до Ляленского, но это не точно - сам не проверял, хотя машины местных рыбаков как то туда попадают.
На реке рыбачат практически постоянно, даже в большую воду. Ловится лещ, щука, окунь, плотва и даже язь, хотя вода идет после Маломальского мутная, так как впадает мутная река Ис. На реке Ис работают драги (2 шт) + в долине полно небольших приисков, работают с гидравликой - от них больше всего мути в речку и поступает. До Маломальского вода идет чище.
С питьевой водой тут также как и на всей реке - притоков мало, поэтому речную воду кипятим и завариваем чай. Родники здесь есть, но не много и искать их по разрезам весьма не просто. Как вариант - встаете на ночевку и по близости смотрите в понижениях - могут быть небольшие ручейки особенно по весне, водичку набрать прозрачную можно, но все равно кипятить!
Стоянок на этом участке очень много, но на 96% они все рыбацкие, то есть к стоянке подходит грунтовая дорога и как правило там стоит уже автомобиль и сидят рыбачат люди. Втыкаться в любом другом месте можно, тут никто за этим не следит - на разрезах, на островах очень даже ничего можно найти места, только каменистые иногда очень.
Практически весь этот участок представляет собой систему плесов с замедленным течением и протоками с ускоряющимся течением. В очень большую воду здесь несет даже на плесах, но часть берегов и стоянок подтапливается, что осложняет в целом путь сплавщика. Ориентироваться здесь довольно просто - иди туда, куда несет течение, это основное правило этого участка. Если течения не стало - ищи, где оно есть и всегда быть в струе. Здесь встречаются пороги и перекаты, это как правило на месте промытых дамб, которые строились для работы драги, поэтому частая картина - замедленный плес вдруг резко сменяется быстриной или даже ревущим порогом. Всегда слушайте - шум порога слышен из далека, даже когда обзора нет.
Средняя вода и чуть выше - это идеальное решение для реки Туры и конкретно этого участка.
Старт от Маломальского моста, течение здесь не сильное, но уверенное, порядка 3-4 км/час, уносит к правому берегу. На правом берегу начинаются постройки - это деревня Талисман, в самой деревне, на ее окраине можно набрать воды из реки Малый Налим и надо учесть, что в районе Талисмана разрезы очень сильно расползаются, здесь надо во время свернуть налево и подрезать крюк, либо пойдете по большему радиусу, что будет +500 метров к маршруту.
Далее идете 6 км по реке - сложностей никаких не будет, держитесь струи, но на отметке 7,5 км по треку надо быть очень аккуратным - вы входите в Гунину Губу. Здесь вам надо держаться левого берега - туда идет основное течение. На треке в этом месте даны варианты проходов, где можно пройти.
Но если вы в этом месте взяли все таки слишком сильно вправо, то попадете в саму Гунину Губу и долго придется махать лопатами, а результат только такой:
- с Гуниной Губы выход только в сливной канал - N 58.75852° E 59.95876° - по малой воде он стоит без воды, а по большой воде может даже оказаться интересным, но только для малых судов с габаритами не более К4
- если в сливной канал идти не вариант, тогда остается только перенос судна и скарба через дамбу на основное русло, обычно это происходит здесь: N 58.75792° E 59.95749° - дамба высотой около 4-5 метров, сложена крупными камнями, склон осыпной, потребуются усилия всех участников команды, особенно для подъема.
По основному руслу - на выходе из Гуниной Губы по левому берегу огромная поляна, удобна для стоянки: N 58.75834° E 59.95540° - но в большую воду поляна может затапливаться!
Гунина Губа - видео от Павла Сотникова:
Почти сразу за поляной, на левом повороте, плес заканчивается порогом, который называется Волчья Пасть N 58.75853° E 59.95128°
Порог в большую воду затапливается и проходится без какиз либо сложностей.
Вот как он выглядит в большую воду:
В малую воду порог может стать не проходим - в русле полно острых камней, я здесь рвал катамараны, а мужики свои резиновые лодки. В итоге по малой воде лучше обнести.
Волчья пасть в малую воду, вид из под порога, общий вид:
Вот почти такой же вид и ракурс, но ближе видна левая часть, по которой чаще всего проходят по малой воде и камни в воде - об них как раз и рвутся катамараны и другие суда:
А вот как выглядит порог Волчья пасть с воды - практически не читается, так как не логичен и имеет искусственное происхождение. Видны только ориентиры - крупные камни в русле:
По средней воде порог проходим, но риск порыва все равно есть - чем меньше уровень воды, тем риск больше. порог интересен тем, что в самом пороге надо сделать маневр и уклониться от навала на здоровый камень в русле и при этом обойти подводные зубья, об которые чаще всего рвутся.
Осмотр порога возможен как с левого, так и с правого берега, но обносить - только по правому берегу, там есть тропа. После порога, на правом берегу есть небольшая площадка, где можно остановиться для ремонта судна или завершить обнос - N 58.75883° E 59.95037°.
К слову - в русле реки на всем протяжении могут попадаться какие то острые предметы, мне довелось увидеть дно надувной лодки, которое было как решето все пробито (ткань оказалась между жестким дном лодки и предметами под водой). Не исключено, что проложенный рядом канал N 58.75915° E 59.96161° может содержать такие же острые камни - по каналу я не ходил, но знаю, что туда тоже иногда ходят, по большой воде.
После Волчьей пасти идите дальше по струе, она там есть всегда, больших плесов почти нет.
Примерно через 10 км выходим на обширный плес, на левом берегу видна большая поляна N 58.78119° E 60.02406°, правый берег - небольшой скальник N 58.78335° E 60.02948°, а в русле могут попадаться торчащие из воды пеньки (по малой воде). На левом берегу, в углу отличная стоянка: N 58.78641° E 60.02549°, здесь в низинке мы находили небольшой ручеек с водой. Это место называется - Урочище Ляленка (бывшая деревня).
Через километр от этой стоянки Ляленский порог - 2-3 к/с в зависимости от уровня воды. Порог Шиверного типа. Есть бочки, стоячие волны до 1 м высотой и косые валы. Порог сильно шумит.
Порог обязательно осматривать!
Осмотр можно произвести по левому берегу, и по правому.
Левый берег - удобная чалка к месту стоянки, придется много ходить по внешнему радиусу поворота, но зато хорошо видна левая часть порога - там в русле торчат острые камни, поэтому если проходить порог, то только по центру или под правым берегом! Под правым берегом порог немного слабее.
В целом к порогу надо относиться очень аккуратно - здесь регулярно тонут суда, причина - порывы об острые камни или другие предметы. Поэтому без геройства и потихоньку.
Чаще всего в порог влетают с "пьяных шар", по малому радиусу и как раз под левый берег, а там как известно самые высокие шансы для порыва катамарана, причем прорывается не только "шкура" катамарана, но еще и баллон, что заканчивается экстренными спасработами и чалкой в "каком то Г*" - после порога по берегам много кустов и чалиться особо не где. Если есть возможность идти хоть сколько то на аварийном судне - надо сразу под правый берег и там, за поворотом будет удобное место для чалки.
Правый берег - чалка к склону и выход на верх дамбы, по дамбе идет дорога и можно пройти все отсмотреть. По этой же траектории на правом берегу можно сделать обнос порога.
В среднюю воду порог интересней всего - течение и вода в пороге еще есть, но валы стоят самые высокие, плюс не такая высокая вероятность порыва. В малую воду порог проходим, но нужна разведка.
После порога есть небольшая площадка на правом берегу для ремонта и переодевания: N 58.78029° E 60.04445°
Под левым берегом - много кустов и более сильное течение, если порветесь - чалиться прямо в кусты, без вариантов.
Сразу после порога русло реки пересекает нитка газопровода, там есть небольшой перекат на дюкере N 58.77815° E 60.05177° и река уходит на длинную петлю, на которой русло читается однозначно.
Через 2-3 км после Ляленского порога на левом берегу будет заметна небольшая и не очень приметная скала - Карелинская Писаница - N 58.78949° E 60.07652° на которой можно увидеть наскальные рисунки и в верхней части есть жертвенник. Подробнее об этой скале можно прочитать здесь: https://clck.ru/eRcwZ
По дороге вы можете заглянуть в устье речки Мраморной N 58.77866° E 60.12875° , но имейте ввиду, что протока N 58.77793° E 60.12890° из этого разреза проходима при средней и большой воде!
Начиная с устья реки Мраморная начинается довольно живой участок, плесы короткие, протока на протоке, течение прямо радует. В такой ситуации главное не прозевать отличную поляну для стоянки N 58.77347° E 60.15456° - место с баней появляется резко из-за мыса, надо успеть сделать правый поворот и зайти в бухту, в которой течение немного ослабевает.
С этой поляны рекомендую прогуляться пешком до Талицкого водопада - N 58.76972° E 60.17055°
Идти примерно 1,3 км в одну сторону:
https://nakarte.me/#m=17/58.77213/60.15824&l=L/W&nktl=jVNWAfmAd2Mq5SK-PVlioA
Хотя можно на водопад зайти и с воды, но там чалиться не удобно - река там как раз хорошо так течет, против течения не выгрести, берега - либо крупный камень, либо жидкая грязь по колено.... В общем, мы туда ходим пешком стоя на дневке на поляне N 58.77329° E 60.15508°
Водопад этот рукотворный и получился почти случайно. Дело в том, что это протока реки Талица, которую запрудили для работы драги - перекрыли основное русло, но работы закончились и драга ушла, а вода промыла себе новый путь, более короткий и более крутой. Река пробила здесь несколько созданных валов и устремилась бурным водопадом в реку Туру. В период Большой воды водопад прямо ревет и да, речку Талицу выше по течению очень сложно переходить даже в брод в этот период - течение сбивает с ног + раскисшая грязь.
Водопад на реке Талица - это самый центр урочища Мраморное, здесь на расстояние до 1,5 от реки Тура вытянулась на север большая площадь дражного полигона - здесь сплошняком перерабатывали грунты - шло золото и платина.
Далее по реке примерно 2 километра, крутой правый поворот реки, на левом берегу встают высокие скалы - до 30 метров высотой, которые как крепостные стены нависают над проходящими судами. Скалы заканчиваются распадком, в котором видны остатки человеческого пребывания - столы, лавки, спинки от кроватей, обломки строений (сарая) - здесь говорят, лет 20-30 назад обособленно жили буддисты.
После распадка и жилища буддистов идет еще одна скала - это Дыроватый камень, в ней есть несколько пещер, в некоторые пещеры можно попасть только с воды. Есть мнение, что некоторые пещеры весьма глубоки, но мы это не проверяли. Также пещеры интересны тем, что в из стенках обнаружены вкрапления ископаемых организмов, в основном это криноидеи или морские лилии. Подробнее о Дыроватом камне и пещерах можно посмотреть здесь: https://clck.ru/eRcww
После окончания Дыроватого камня, по правому берегу заметен распадок, который сильно заболочен - это старое русло реки Талица, вода из которой ушла по новому пути и образовала водопад.
Еще через километр-полтора наш маршрут выходит на финальную фазу крайние 6 километров - это русло с продольными разрезами, которые образуют рукава, протоки и острова. Здесь надо ориентироваться в основном на течение, куда идет основное течение - туда и править судном. Завалы тут встречаются крайне редко, в основном это "расчески".
Река огибает большую поляну - это урочище Карелина N 58.75636° E 60.23597° - бывшая деревня и выходит на финишную прямую. В этом месте уже виден автомобильный мост трассы Екатеринбург-Серов N 58.73521° E 60.26195°.
Это место называется урочище Перевоз, прозвали его так потому, что раньше жители деревни Карелино здесь подрабатывали, перевозили через реку Туру грузы, обозы и лошадей, а автомобили позже ходили через брод.
Это финальная точка маршрута по реке Тура, дальше идти можно, но нет смысла. Идти еще порядка 40 км по реке Тура, есть пара интересных перекатов и порогов, но из-за организованного пруда в Верхотурье - река подпруживается и до самого Верхотурья по реке придется идти на веслах более 25 км практически без течения, а сойти с реки нет возможности - река в этом месте очень ненаселенная.
Отдельно хочу обратить внимание, что в районе автомобильного моста на перевозе N 58.73531° E 60.26211° в русле реки валяется какой то мусор и там очень велик риск порвать судно, я поролся там несколько раз, почти в каждом походе. Причем порется внешняя грубая шкура, а тонкий баллон с воздухом остается целым и выпячивается из прорана словно грыжа - мелочь вроде, а неприятно.
Финишировать удобнее всего сразу за мостом на правом берегу N 58.73435° E 60.26230°, тут хорошая площадка с заводью, каменистое дно, можно помыть суда от грязи и хватает места для проведения погрузочных работ - прямо на берег реки может въехать небольшой микроавтобус с прицепом.
Раньше мы пользовались вот такими документами на этом маршруте:
https://vk.com/s/v1/doc/Uzix420MVsilYSQK2xEexrvOHuKz0kTKTBuuMixTaTjqMQISBkc
https://vk.com/s/v1/doc/4at8YW_ppEX35aXhy5M0t8qLDn0flcH2cnO8yDkZAAN-hXv7Zjw
распечатывали оба и по ним ориентировались.
Это космоснимки, трек сделан Иваном Жихаревым в нашем совместном походе - он же наложил его на карту, а я собрал эти документы из скриншотов и склеил - пользуйтесь на здоровье, эта тема заменяет полноценную навигацию.
Собственно это вся основная информация. Благодарю за прочтение, думаю много полезного смог сообщить))) Если что то нашли новое - пишите, добавлю со ссылкой на вас)))
Добавляйтесь в наши сообщества:
👉 Форум Туристов в Телеграм - https://t.me/turistchat
https://vk.com/wershina - ходите в походы и рассказывайте о своих путешествиях
https://taplink.cc/tk_versina - мультиссылка на все наши аккаунты