Точка – Линия - Геометрическая фигура – Плоскость - Плоскостная композиция – Объемно-пространственная композиция
Объемно-пространственная композиция представляет собой «вдавленное» расположение разных по пластичным свойствам элементов: объемных, линейных, плоскостных. Т.е. происходит распределение в одной плоскости элементов по трем направлениям: вертикальном, горизонтальном, глубинном. Причем глубина привалирует.
Такая композиция взаимодействует с окружающей средой и увеличивает/уменьшает ее выразительность, обуславливает архитектурно-планировочные решения и раскрывает пространственные свойства доминирующих элементов.
Объемно-пространственная композиция решает следующие задачи:
- выявляет общий геометрический вид пространственных форм;
- определяет статичный или динамичный характер композиции;
- сочетает в пространстве разные пластические формы, которые определяют выразительность композиции.
Выразительность достигается за счет цвета, рельефа и фактуры.
По степени открытости композиции выделяют:
- открытое, неограниченное, внешнее пространство;
- замкнутое, ограниченное, внутреннее пространство.
По степени протяженности – поперечное (неглубокое), продольное (глубокое), средней глубины.
Характер композиции может быть вертикальный и горизонтальный.
Частичное увеличение или уменьшение высоты ограниченной плоскости определяет обогащенность композиции.
По виду развернутости композиции делят на лучевую, осевую, центрическую.
Для построения объемно-пространственной композиции необходимо выделить ее композиционный центр.
Бывает три основных вида положений композиционного центра:
- центр выделяется как вертикальная ось (вокруг второстепенные элементы);
- центр замыкает горизонтальная ось (по сторонам второстепенные элементы);
- центр формируется на основе ассиметрично расположенных вокруг него второстепенных элементов.
Планировочный характер пространства выявляется за счет его членения по горизонтальной плоскости в разных координатных направлениях:
- по глубине – раскрытие перспективных планов (кулис);
- по ширине – образование продольных осей (нефов);
- свободное членение – перетекающее пространство.
Планировочное решение может основываться как на сочетании несколько видов членения, так и использовать только один его вид.
Для выявления большей глубины композиции важны промежуточные членения (ограничивающие плоскости + интервалы) для соблюдения ритма в композиции. Такими плоскостями могут быть кулисы, например. Также глубина может быть искусственно увеличена или уменьшена, может быть изменен поворот или наклон плоскости, могут сокращаться или увеличиваться интервалы между уходящими в перспективу элементами.
Таким образом, главной задачей объемно-пространственной композиции является формирование ярко-выраженного гармоничного, целостного, но поддающегося изменениям пространства.
Изучая объемно-пространственную композицию, мы всегда возвращаемся к графическим композиционным средствам, т.е. точке и линии. Придав им объем, добавив глубину, определив композиционный центр получим те геометрические фигуры, которые и составляют основу данной композиции.
Например, из квадрата получим куб, из прямоугольника – параллелепипед, из треугольника – пирамиду, из окружности – шар.
Мы не можем без точки и линии построить квадрат и возвести его в куб, поэтому точка – это первооснова, линия – второстепенна, а все остальное – следствие.
У каждого геометрического вида свой пластический характер и соотношение плоскостей. Сохраняя один геометрический вид, объемная форма может менять свой характер в зависимости от степени открытости, о которой говорилось ранее.
Геометрический вид+степень открытости дают объемную форму, которая формирует объемную композицию.
В свою очередь, композиционный характер объемной формы проявляется в ее структуре, которая выражена в расположении основных ее элементов (полиструктура, моноструктура).
Немаловажна и плавность переходов внешних плоскостей, составляющих композицию элементов, для придания утонченности форм, например, при боковом освещении (цилиндр будет отбрасывать тень более мягкой формы, чем куб).
Конечно, изучение законов композиции – это теория, лишенная практики, но без знаний основ в построении тех или иных конструкций, невозможно становление человека как специалиста, чьей главной задачей будет поиск новых решений и идей в его профессиональной области.
При составлении материала использованы следующие источники:
1. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве.
2. Сотников Б.Е. Объемно-пространственная композиция.
#наука #архитектура #образование #курсы онлайн #технологии