Найти тему

Объемно-плоскостная композиция. От точки к объему.

Точка – Линия - Геометрическая фигура – Плоскость - Плоскостная композиция – Объемно-пространственная композиция

Объемно-пространственная композиция представляет собой «вдавленное» расположение разных по пластичным свойствам элементов: объемных, линейных, плоскостных. Т.е. происходит распределение в одной плоскости элементов по трем направлениям: вертикальном, горизонтальном, глубинном. Причем глубина привалирует.

Такая композиция взаимодействует с окружающей средой и увеличивает/уменьшает ее выразительность, обуславливает архитектурно-планировочные решения и раскрывает пространственные свойства доминирующих элементов.

Объемно-пространственная композиция решает следующие задачи:

- выявляет общий геометрический вид пространственных форм;

- определяет статичный или динамичный характер композиции;

- сочетает в пространстве разные пластические формы, которые определяют выразительность композиции.

Выразительность достигается за счет цвета, рельефа и фактуры.

По степени открытости композиции выделяют:

- открытое, неограниченное, внешнее пространство;

- замкнутое, ограниченное, внутреннее пространство.

По степени протяженности – поперечное (неглубокое), продольное (глубокое), средней глубины.

Характер композиции может быть вертикальный и горизонтальный.

Частичное увеличение или уменьшение высоты ограниченной плоскости определяет обогащенность композиции.

По виду развернутости композиции делят на лучевую, осевую, центрическую.

Для построения объемно-пространственной композиции необходимо выделить ее композиционный центр.

Бывает три основных вида положений композиционного центра:

- центр выделяется как вертикальная ось (вокруг второстепенные элементы);

- центр замыкает горизонтальная ось (по сторонам второстепенные элементы);

- центр формируется на основе ассиметрично расположенных вокруг него второстепенных элементов.

Планировочный характер пространства выявляется за счет его членения по горизонтальной плоскости в разных координатных направлениях:

- по глубине – раскрытие перспективных планов (кулис);

- по ширине – образование продольных осей (нефов);

- свободное членение – перетекающее пространство.

Планировочное решение может основываться как на сочетании несколько видов членения, так и использовать только один его вид.

Для выявления большей глубины композиции важны промежуточные членения (ограничивающие плоскости + интервалы) для соблюдения ритма в композиции. Такими плоскостями могут быть кулисы, например. Также глубина может быть искусственно увеличена или уменьшена, может быть изменен поворот или наклон плоскости, могут сокращаться или увеличиваться интервалы между уходящими в перспективу элементами.

Таким образом, главной задачей объемно-пространственной композиции является формирование ярко-выраженного гармоничного, целостного, но поддающегося изменениям пространства.

Изучая объемно-пространственную композицию, мы всегда возвращаемся к графическим композиционным средствам, т.е. точке и линии. Придав им объем, добавив глубину, определив композиционный центр получим те геометрические фигуры, которые и составляют основу данной композиции.

Например, из квадрата получим куб, из прямоугольника – параллелепипед, из треугольника – пирамиду, из окружности – шар.

Мы не можем без точки и линии построить квадрат и возвести его в куб, поэтому точка – это первооснова, линия – второстепенна, а все остальное – следствие.

У каждого геометрического вида свой пластический характер и соотношение плоскостей. Сохраняя один геометрический вид, объемная форма может менять свой характер в зависимости от степени открытости, о которой говорилось ранее.

Геометрический вид+степень открытости дают объемную форму, которая формирует объемную композицию.

В свою очередь, композиционный характер объемной формы проявляется в ее структуре, которая выражена в расположении основных ее элементов (полиструктура, моноструктура).

Немаловажна и плавность переходов внешних плоскостей, составляющих композицию элементов, для придания утонченности форм, например, при боковом освещении (цилиндр будет отбрасывать тень более мягкой формы, чем куб).

Конечно, изучение законов композиции – это теория, лишенная практики, но без знаний основ в построении тех или иных конструкций, невозможно становление человека как специалиста, чьей главной задачей будет поиск новых решений и идей в его профессиональной области.

При составлении материала использованы следующие источники:
1. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве.
2. Сотников Б.Е. Объемно-пространственная композиция.

-2
-3
-4
-5
-6

#наука #архитектура #образование #курсы онлайн #технологии

Наука
7 млн интересуются