- Ты должна быть защищена, ты не можешь быть одна,- твердил он после очередного свидания. И она, уступая, соглашалась, что «да, он, как всегда прав». А потом наступало время еще одной очередной встречи, и еще, и еще одной. Время не давало ей шансов, как и не давало возможности что-то поправить в отношениях с Николаем. Она становилась старше, а в их отношениях ничего не менялось...
Ее жизнь была яркой, эффектной, и для всех она выглядела вполне успешной и счастливой. Ее любили мужчины, любили и ценили за грацию, красоту, талант, умение быть интересной. Она не знала себе равных в таланте и поклонниках. Ее прихоти исполнялись по первому требованию: однажды в ее знаменитый особняк в стиле «северный модерн» на Кронверкском проспекте даже привели живого слона.
После замужества в ее родственниках значились исключительно представители династии Романовых и персоны других венценосных фамилий Европы. Она была независима, богата, и ее драгоценности оценивались в два миллиона царских рублей.
Она, Матильда Кшесинская, была ПРИМОЙ. Изумительно пластичная и обладавшая безупречной техникой исполнительства, она восхищала любителей Императорского балета, которому служила верой и правдой.
Как-то в свои 64 года она исполнила любимую «Русскую» и напрочь взорвала чопорный зал британского Ковент-Гардена. Это была победа! Ее, любимицу российской публики, фантастическую ПРИМУ Императорского театра, в сарафане, шитом серебром и жемчужном кокошнике вызывали на поклоны бесчисленное количество раз, а на сцене было огромное количество великолепных цветов от благодарных поклонников.
- Я ощущаю себя куртизанкой, - твердила она при очередной встрече с Ники, так ОН велел называть себя. - Что ты, что ты, Маля, шептал он жарко. Ты - душа моя. Настоящая душа. Ты - все. Я должен знать, что ты есть.
Маленькая балерина, она повела себя так, что с ней все считались, и навсегда закрепила за собой право на уважительное отношение в обществе. Она знала себе цену. И «в денежном эквиваленте» тоже. Как бы цинично это не звучало. Вера в себя помогла ей, Матильде, тринадцатому ребенку в семье, стать одной из состоятельнейших женщин света. Была ли она расчетливой? Скорее, рациональной и прагматичной, как и все люди, которые подвергались каким-либо лишениям в детстве.
Трудолюбивая до фанатизма, она выкладывалась по полной программе, до самых последних сил, что помогло ей, когда-то вполне посредственной балеринке, стать не просто ПРИМОЙ, - любимицей публики. Она, единственная в России освоившая прием фуэте, совершая 32 оборота, заставляла зал реветь от восторга.
Матильда была очень дисциплинирована: в любом настроении, при любых обстоятельствах, вне зависимости от самочувствия она каждый день была у станка, и, в результате, ее техника стала безупречной, а сама она превратилась в «летающего» ангела, как называли ее, парящего в воздухе. Со стороны все выглядело легко и воздушно, что казалось, успех приходит к Матильде как по волшебству. Она была гордой, независимой и НАСТОЯЩЕЙ ЖЕНЩИНОЙ, которая никогда и никому не позволяла догадаться, как ей тяжело и как она устала.
Гордячка-полька не терпела жалости по отношению к себе. Сильная женщина! И одновременно нежная, утонченная натура, все понимающая и прощающая, с которой было весело и тепло, ведь она просто источала радость. «Ты вся светишься», - говорили ей подруги, - по-видимому в твоих венах течет не кровь, а шампанское!»
- Господа, а где же здесь Кшесинская? - зычный голос императора Александра III прервал обсуждение предстоящих празднеств и по их случаю - обеда. Она и подумать не могла, что в тот момент монарх тревожился не столь за отсутствие на обеде маленькой балерины, сколь за проявление инфантилизма к персонам противоположного пола со стороны цесаревича Николая. Маленькая балерина, трепеща от счастья, присела в глубоком реверансе перед государем, услышав от него: «Мадемуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!». Эти слова она запомнила на всю жизнь, и они стали ее мечтой.
Матильда обожала сцену и грезила славой, ведь иного и быть не могло. Ее родители были артистами Мариинского театра, а сама она успешно окончила Императорское театральное училище, и теперь все мысли и помыслы ее были направлены на то, чтобы быть первой и обязательно стать ЕГО любимицей.
Тот царский обед стал поворотным событием в ее судьбе. По традиции членам венценосной семьи представляли выпускников – прямо в их сценических костюмах, а особо отличившихся сажали за стол рядом с Романовыми. И тут произошло чудо,- семнадцатилетнюю Малю усадили рядом с цесаревичем Николаем. К окончанию ужина она безошибочным женским чутьем уловила, что понравилась будущему императору. И оно не обманывало ее, ведь цесаревич не сводил с нее своих серых влюбленных глаз.
- Я люблю твои глаза, я люблю твой голос, я люблю твое тело, - шептал он в короткие, но такие страстные встречи, - Я так скучаю по тебе, я так нуждаюсь в тебе. Ты - моя душа, ты - бриллиант в моей короне. И она доверялась ему и отвечала с той же страстью.
- Я все время помню о тебе, твои глаза оленьего парка всегда стоят передо мной. Ты прекрасна, - он не жалел красивых слов, потому что знал: эта радость не навсегда. И был благодарен ей: до этого довольно апатичный к прекрасному полу, он в полной мере ощутил себя с ней настоящим мужчиной.
Матильда в знак любви и благодарности получала от Ники всевозможные подарки, в числе которых были и великолепные ювелирные украшения: брошь в виде бриллиантовой змеи, свернувшейся кольцом вокруг сапфира, изумрудное колье, массивная бриллиантовая брошь со свисающими как дождь бриллиантовыми нитями и столь же массивным изумрудом... Бриллианты, сапфиры, золото… Голова кружилась от этого великолепия, но не это трогало ее сердце. Она понимала, что когда-то наступит КОНЕЦ. И все подарки, следуя своей привычке, заносила в специальный реестр.
- Малютка Кшесинская очень меня занимает, - заявил ОН на вопрос родителей о его отношении к балерине. Услышав это, императрица выделила бюджет из казны на подарки маленькой любовнице. Когда же Матильда объявила своему отцу о романе с цесаревичем, тот был ошеломлен. И все же спросил, осознает ли его дочь, что эти отношения никогда не перейдут в супружеские? Влюбленная балерина пояснила: что пусть счастье продлится ровно столько, сколько продлится. Изысканные отношения с наследником трона завораживали и пьянили не менее театральной сцены. И не было сил устоять против такого искушения. Она с радостью принимала его подарки. И это было для нее эквивалентом собственной ценности.
Николай приобрел для нее особняк на Английской набережной, и они были счастливы. Молодые, богатые и упоенные друг другом. Ее темперамент дополнял его нарочитую сдержанность. Она не скрывала, что влюблена: до пронизывающей дрожи, до ощущения невесомости вокруг себя. Когда он рядом, она растворяется. ЕЕ НЕТ. Остается только тело. Душа же блуждает в самых прекрасных садах эфира.
После летнего сезона в Красном селе, когда могла встречаться и говорить с ним во время кратковременных гастролей, Матильда только о нем и думала. Цесаревич же был сдержан даже в своих дневниках: об истинных чувствах будущего российского самодержца вообще мало кто когда-либо знал.
Матильда была готова и одновременно не готова к осознанию того, что пора прощаться. Со дня близкого знакомства с Николаем прошло 5 лет. Сейчас ей всего 22 года. Тем не менее, кажется, позади целая жизнь, полная чувств, эмоций и любовных переживания.
О недолговечности происходящего ей напомнило появление на горизонте соперницы. Помолвка Николая с Алисой Гессен состоялась в 1894 году, и сразу после этого последовало расставание с Матильдой. Совсем юной, она отпустила царственного возлюбленного без единой жалобы, без единого вздоха и упрека.
Она прочитала о помолвке в утренних газетах и испытала неимоверную горечь. Победа над наследником оказалась мимолетной. Ее место теперь занимает Алиса. Николай оказался безупречным семьянином, а Матильда Кшесинская стала первой и единственной любовницей в жизни государя.
Она часто перебирала ЕГО подарки, и чувство невыносимой тоски охватывало ее, пронизывая острыми иглами невыносимой боли. Она понимала, что больше НИЧЕГО НЕТ. НЕТ ЕГО. НЕТ ПРОДОЛЖЕНИЯ. Одна тоска и боль.
Когда-то знаменитый Петипа в ответ на просьбу Кшесинской дать ей роль Эсмеральды поинтересовался: «А ты…любила?» Она радостно кивнула. «А ты…страдала?» - Матильда недоуменно пожала плечами. И вот теперь она вполне осознала, что такое ЛЮБИТЬ, и что имел ввиду Петипа. Теперь ее страстная, страдающая Эсмеральда завораживала любого, а она получила звание «ПЕРВОЙ ЗВЕЗДЫ РУССКОГО БАЛЕТА» из уст самого Петипа.
Состояние российского балета во время исполнительской деятельности Кшесинской было плачевным: предпочтение по устоявшейся привычке всегда отдавалось зарубежным танцорам. На пятки наступало и новое молодое поколение талантливых исполнителей: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский...
Матильде все чаще приходилось с боем отвоевывать свое место под солнцем, но она всегда ощущала полную поддержку Ники и тащила на себе весь репертуар. Это приносила ей ни с чем не сравнимое удовольствие. Труд освобождал ее от негативных мыслей и давал выплеснуть все нерастраченные эмоции и чувства. Успех балерины, сделавшей за короткое время такой рывок в своей карьере, был невероятен.
На сцене Кшесинская была более успешна: она удалила всех своих итальянских соперниц, заняв все основные партии в спектаклях. Впервые она почувствовала, что ее обходят при распределении роли в балете Дриго «Жемчужина». Для нее это было оскорблением. И тогда она впервые прибегнула к своему статусу экс-любовницы государя. Результат получился эффективным. И эта тактика срабатывала до конца ее дней.
- Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда не называй меня государем. Для тебя я всегда «Ники». Прошу, обращайся ко мне на «ты». Я люблю тебя нежно, я буду вспоминать о тебе только с нежностью, и ты навсегда останешься для меня «моей маленькой балериной». Я хочу, чтобы ты всегда обращалась ко мне за помощью. Не стесняйся, я всегда помогу тебе, я всегда буду оставаться для тебя твоим ангелом, слышишь?
Она воспринимала его слова сквозь слезы, горячей нитью струившиеся по ее щекам. Она любила его, любила и понимала неизбежность происходящего. Теперь всю оставшуюся жизнь она будет видеть его только на расстоянии и не сможет дотронуться до него, не сможет прижаться к его плечу. Она не могла позволить себе истерик. Их не было, и все же без депрессии не обошлось. И тогда она приняла решение: уйти. УЙТИ В ТАНЕЦ. Это было лучшим средством на тот момент, чтобы не сойти с ума.
Последний подарок был преподнесен Матильде государем в день ее бенефиса. Мать государя очень беспокоилась, чтобы тот, не дай Бог, не встретился с балериной наедине, и потому, заранее, не предупредив, задумала его сопровождать.
Было срочно дано распоряжение - не допустить встречи государя с Кшесинской и личной передачи ей украшения. К ужасу директора театра заранее было заявлено, что подарок государь все же собирается вручить балерине сам. И тогда находчивый директор, сопровождавший Романовых, понимая, что находится меж двух огней, спросил: «Подарок госпоже Кшесинской, Ваше Величество, прикажете передать сейчас? Или во время публичного чествования?»
- Конечно... Конечно... Можно и сейчас, - бормотал царь, глядя на свою Малечку серыми глазами, полными беспомощности и любви. Его подарок в закрытой коробке, был передан Матильде директором театра под торжествующий взгляд государыни-матери.
Кулон в виде бриллиантового орла с розовым сапфиром в платиновой оправе на платиновой цепи стал последним подарком императора «фее с глазами оленьего парка»…
Все мои новеллы были опубликованы в журнале JEWELRY GARDEN. Подписывайтесь на мой канал. Я буду видеть, что вам это интересно.
Заходите на сайт журнала JEWELRY GARDEN: www.jewelrygarden.ru
Читайте мобильную версию журнала по ссылке: jewelrygarden.ru/...tml
Будьте счастливы!
#jewelrygarden #marinakudrina #моидрагоценныеженщины