Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» заявил, что гений и злодейство несовместны. Но как вникнешь в биографии великих людей, так сразу и задумаешься – а прав ли был поэт? Да и что такое злодейство?
Послушаем гештальт-терапевта Ирену Голубу.
Сам Пушкин слыл в обществе весьма злым озорником.
Он мог подложить барышне в светлом платье на кресло клюкву, а как она встанет – быстро ягоду подобрать, уставиться на испачканный красным соком девичий подол и громко воскликнуть: «Да вы же протекли, у вас гости, вам надобно в таком состоянии дома сидеть, а не с визитами разъезжать!» Шутка очень жестокая по тем временам.
Дуэль с Дантесом у него была не первой, а пятой, и еще 25 раз он отправлял и принимал вызовы на дуэли, но секунданты мирили его с противниками. Да и никто не жаждал стреляться с неуравновешенным и талантливым поэтом – ну его, он как дурной ребенок.
Пушкин был одновременно романтичен, как Ленский, и циничен, как Онегин, отличался острым умом, пылкостью, мнительностью, мстительностью и легко приходил в ярость. Его шутки ранили больно. Он постоянно нарывался на неприятности, так как одновременно и жить хотел, и искал смерти ради острых ощущений, о чем упоминали после злополучной дуэли на Черной речке друзья поэта. Солнце русской поэзии было все в пятнах. Но они не мешали ему светить. Скорее наоборот!
"Для того чтобы создать нечто великое, нужна энергия творчества – разность потенциалов между добром и злом в душе человека, и нужен творец – внутренний наблюдатель, который «знает, как правильно».
(Ирeна Голуба, гештальт-терапевт).
Внутренний наблюдатель
Чем талантливее человек, тем шире спектр его чувств, тем он сложнее. У него громадная светлая часть личности – и такая же темная. И еще он обладает третьей частью – это не ангел и не дьявол, а внутренний наблюдатель, о котором упоминают в своем учении буддисты. Наблюдатель понимает, какой он сложносочиненный, и смотрит, как в его душе сражаются темное и светлое. На основе увиденного и проанализированного он складывает общую картину своей личности. Что-то непременно осуждает, что-то принимает. И творит – пишет книгу или картину, ставит фильм, сочиняет музыку.
Если нет внутреннего наблюдателя, а есть сильное расщепление личности на добрую и злую половинки, то некому складывать общую картинку, оценивать и делать выводы. И тогда мы видим не гения и не талант, а несчастного человека, который сам себя не осознает. Женщина сегодня ненавидит своего мужа, потому что он пришел пьяный, отвратительный, грубый, а завтра его обожает за смелость и доброту. И уверяет, что была сама не своя, когда плохо о нем говорила. Через месяц опять обвиняет его во всех грехах, а потом вновь сильно любит на удивление соседям и друзьям.
А бывает, что сложный человек осознает и принимает и свет, и тьму полностью, без критики. Тогда у него нет причин внутреннего наблюдателя подключать, книжки писать, музыку сочинять, он возьмется лечить людей, бизнесом займется, создаст семью и будет просто счастлив.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!
Автор: Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"