Завещания в Московской Руси и их историческое значение

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня я расскажу вам о том, как составлялись  завещания в средневековой Руси, кратко разберу два завещания московских князей и объясню  их историческое значение.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня я расскажу вам о том, как составлялись завещания в средневековой Руси, кратко разберу два завещания московских князей и объясню их историческое значение. Приятного прочтения.

Как составлялись средневековые акты

Завещания в средневековье назывались духовными грамотами. И любая грамота являлась документом, а значит, имела типовую форму написания, устоявшуюся модель построения, так называемый формуляр. Идеальная модель средневекового акта делилась на следующие части:

- Инвокация {лат. - invocatio} - посвящение высшим силам или государю.

- Интитуляция {лат. - intitulatio} - указание, от кого исходит документ.

- Инскрипция {лат. - inscriptio} - указание, кому документ адресован.

- Салютация {лат. - salutalio} - приветствие.

Далее шла основная часть грамоты, которая делилась следующим образом:

- Аренга {лат. - arenga} - преамбула, мотивы создания документа.

- Промульгация {лат. - promulgatio} - предуведомление о сути документа.

- Наррация {лат. - narratio} - суть дела.

- Диспозиция {лат. - dispositio} - предложения и вопросы.

- Санкция {лат. - sanctio} - запрет на нарушение условий.

- Корроборация {лат. - corroboratio} - удостоверение документа, подпись и печать.

Далее шел конечный протокол, который также делился на части:

- Датум {лат. - datum} - дата и место написания.

- Аппрекация {лат. -apprecatio} - заключение-благопожелание.

- Перечень свидетелей написания акта.

Заканчивался документ удостоверительной частью, делящейся еще на две части:

- Субскрипция {лат. - subscriptio} – указание на удостоверительные действия.

- Сигнатура {лат. - signature} - подпись — личная или нотариальная.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Духовная грамота Великого князя Иоанна Иоанновича

Для первого примера я решила разобрать, согласно классическому формуляру, духовную грамоту Иоанна Иоанновича.

1.Начальный протокол:

Инвокация: « Во имя Отца и Сына и святого Духа…»

Интитуляция: «Се язъ грешный худый рабъ Божий Иван Иванович пишу душевную грамоту…»

Инскрипция: «…даю рядъ своим сыном Князю Дмитрею и Князю Ивану, и своему братаничу Князю Володимеру, и своей Княгини…»

Салютация: отсутствует.

2. Основная часть:

Аренга: « А же что Богъ розмыслит о моем животе…»

Промульгация: отсутствует.

Наррация: отсутствует т.к. наррация появляется в русских актах только со второй половины XV в.

Диспозиция: « Приказываю отчину свою Москву сыномъ своимъ Князю Дмитрею и Князю Ивану; а братаничу моему Князю Володимеру на Москве въ наместничтве третъ, въ тамзъ, въ мытехъ и въ пошлинах городъских третъ,…А се даю сыну своему Князю Дмитрею: Можаескъ съ волостми, съ тамгою и съ селы и зъ бортъю и со всеми пошлинами,…А что исъ тыхъ волостий за Княгинъю за Марьею, а те волости до ее живота, тъ волости сыну моему Князю Дмитрею:… а исъ тыхъ селъ, которая будетъ за Княгинъю за Марьею села, тъ до ее живота; а по ее живот, тъ села сыну моему Князю Дмитрею, Мещерка у Коломны. А се даю сыну своему Князю Ивану: Звенигородъ со всеми волостми и съ мытомъ и съ селы и зъ бортью и съ оброчники, со всеми пошлинами,…А братаничу мой Князь Володимеръ ведает уездъ Отца своего…».

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Ниже следует перечисление всех владений князя, распределение этих владений и полномочий налогообложения между лицами, указанными в завещании. Далее следует перечисление движимого имущества, драгоценностей, ценных подарков, денег, с указанием, откуда таковые имеются у князя. Также указывается доказательство полномочий князя распоряжаться перечисленным имуществом по своему усмотрению. Ввиду этого все перечисленные виды имущества князь завещает сыновьям, братаничу - племяннику, и Княгине - супруге. В конце диспозиции дается указание, как нужно обойтись с останками самого князя после смерти и как распоряжаться крестьянами и должностными лицами на завещанных землях наследникам.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Санкция: « А хто сю грамоту порушитъ, судитъ ему Богъ, а не буди на нем моего благословенья ни въ сий векъ, ни въ будущий».

Корроборация: к удостоверительным знакам можно отнести печать о которой указано в сноске к документу: « Къ сей Грамоте привешена печать серебряная позолоченная».

3.Конечный протокол:

Место и время выдачи документа: место выдачи духовной грамоты не указано. Время ограничивается указанием года написания завещания – 1356г.

Аппрекация: заключение-благопожелание отсутствует.

Перечень свидетелей написания завещания: « А на сю грамоту послуси: отецъ мой Владыка Ростовский Игнатий, отци мои душевные Игумен Иванъ, поп Акинфъ, поп Патрекий…А писал грамоту Нестерко».

4.Удостоверительная часть:

Субскрипция: отсутствует.

Сигнатура: подпись князя отсутствует, но документ скреплен серебряной печатью, вероятно, именной.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Духовная грамота Великого Князя Василия Дмитриевича

Для второго примера я решила разобрать, согласно классическому формуляру, духовную грамоту Василия Дмитриевича.

1.Начальный протокол:

Инвокация: «Во имя Отца и Сына и святого Духа…»

Интитуляция: « Се язъ грешный худый рабъ Божий Василей пишу грамоту душевную въ своем смысле, добре, здоровье…»

Инскрипция: «…даю рядъ своему сыну Князю Ивану и своей Княгине…»

Салютация: отсутствует.

2.Основная часть:

Аренга: отсутствует.

Промульгация: отсутствует.

Наррация: отсутствует.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Диспозиция: « Благославляю сына своего Князя Ивана своей отчиной третью Москвы, своим жребиемъ, и съ пошлинами и съ путьми и зъ бортью, и съ Василцевым стомъ, и Добрянскимъ селомъ…А Княгине своей даю исъ Коломенскихъ волостей Брашеву…а исъ селъ ей матери моие Малино со всеми деревнями…А Княгине моей изъ Московскихъ селъ: село мое Починокъ со всеми деревнями…».

Кроме перечисления земель князя, движимого и недвижимого имущества, распределения этих земель между наследниками, также указывается распределение полномочий налогообложения, распоряжения казной, движимым имуществом, дворовыми и крестьянскими людьми.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Санкция: отсутствует.

Корроборация: к удостоверительным знакам можно отнести печать, о которой сказано в сноске к документу: « Къ сей Грамоте привешена на красном шелковом снурке серебреная позолоченная печать».

3.Конечный протокол:

Место и время выдачи документа: место выдачи духовной грамоты не указывается. Время ограничивается указанием возможного года написания завещания – 1406г.

Аппрекация: в документе выделятся запись, которую можно отнести к благопожеланию: « А дастъ Богъ сыну моему Князю Ивану держати Новгородъ Нижний да Муромъ, ино Княгине моей изъ Новагорода половина пошлин Новгородских…» Также в документе содержится запись, которую можно отнести к заключению-благопожеланию: «А ты, сынъ мой Князь Иван, держи матерь свою во чти и въ матерстве, какъ Богъ рекли; а мое благословенье на тобе».

Перечень свидетелей написания завещания: « Князь Юрьи Ивановичъ, Костянтинъ Дмитреевичъ, Дмитрей Афиньевичъ, Иванъ Дмитреевичъ, Володимеръ… Иван Федоровичъ, Федор Федоровичъ. Асю грамоту писал…»

4.Удостоверительная часть:

Субскрипция: «А у сее грамоты были мои Бояре…»

Сигнатура: о подписи князя не указано в документе, но присутствует печать на шелковом шнурке серебряная позолоченная, вероятно, именная.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Историческое значение духовных грамот

Как исторический источник грамоты дают представление о правовом развитии средневекового русского общества. Составление завещаний говорит о желании и понимании необходимости подтверждения прав завещателя и прав наследников. Такая правовая норма является свидетельством развития общества, изживающего военную демократию и принципа обычая в отношении договоров, свидетельствует о понимании обществом и властью недостаточности устной традиции для доказательства того или иного права владения. А это, в свою очередь, показывает, что структура русского средневекового общества изменялась и усложнялась. Становление бюрократического элемента являлось свидетельством развития государственных институтов.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

По грамотам можно проследить рост Московского княжества и его влияния, путем закрепления за своими потомками определенных территорий и полномочий, учитывая какое количество земель перечисляется в грамотах. По подобным грамотам можно проследить возвышение или падение роли того или иного княжества, усиление или ослабление политической борьбы между княжествами, родословные князей, восстановить события и обстоятельства или опровергнуть их. Поэтому духовные грамоты являются бесценным историческим источником.

Отсутствие санкций в духовной грамоте Василия Дмитриевича, свидетельствует об отходе от архаичного мышления общества, для которого проклятие являлось гарантией нерушимости данной грамоты. Теперь же само существование и понятие такой нормы права, как документальное завещание, законность которого подтверждается свидетелями и представителем власти, авторитетом княжества, являлось большей гарантией неприкосновенности данных завещателем своим наследникам имуществ от внутреннего и внешнего посягательства.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Для написания статьи были использована следующая литература и источники:

1. Духовная грамота Великого князя Иоанна Иоанновича, взятая из сборника « Духовныя и договорныя грамоты князей Великих и Удельных» под редакцией С.В.Бахрушина, М: 1909 г., стр.17; док. № 5.

2. Духовная грамота Великого Князя Василия Дмитриевича, взятая из сборника «Духовныя и договорныя грамоты князей Великих и Удельных» под редакцией С.В. Бахрушина, М: 1909 г., стр.23-25; док. № 7.

3. Данилевский И.И., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. 1998 г.

4. Лекционный материал по курсу: “Источниковедение” для исторических факультетов. 2015 г.

Спасибо за внимание.