Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня я расскажу вам о том, как составлялись завещания в средневековой Руси, кратко разберу два завещания московских князей и объясню их историческое значение. Приятного прочтения.
Как составлялись средневековые акты
Завещания в средневековье назывались духовными грамотами. И любая грамота являлась документом, а значит, имела типовую форму написания, устоявшуюся модель построения, так называемый формуляр. Идеальная модель средневекового акта делилась на следующие части:
- Инвокация {лат. - invocatio} - посвящение высшим силам или государю.
- Интитуляция {лат. - intitulatio} - указание, от кого исходит документ.
- Инскрипция {лат. - inscriptio} - указание, кому документ адресован.
- Салютация {лат. - salutalio} - приветствие.
Далее шла основная часть грамоты, которая делилась следующим образом:
- Аренга {лат. - arenga} - преамбула, мотивы создания документа.
- Промульгация {лат. - promulgatio} - предуведомление о сути документа.
- Наррация {лат. - narratio} - суть дела.
- Диспозиция {лат. - dispositio} - предложения и вопросы.
- Санкция {лат. - sanctio} - запрет на нарушение условий.
- Корроборация {лат. - corroboratio} - удостоверение документа, подпись и печать.
Далее шел конечный протокол, который также делился на части:
- Датум {лат. - datum} - дата и место написания.
- Аппрекация {лат. -apprecatio} - заключение-благопожелание.
- Перечень свидетелей написания акта.
Заканчивался документ удостоверительной частью, делящейся еще на две части:
- Субскрипция {лат. - subscriptio} – указание на удостоверительные действия.
- Сигнатура {лат. - signature} - подпись — личная или нотариальная.
Духовная грамота Великого князя Иоанна Иоанновича
Для первого примера я решила разобрать, согласно классическому формуляру, духовную грамоту Иоанна Иоанновича.
1.Начальный протокол:
Инвокация: « Во имя Отца и Сына и святого Духа…»
Интитуляция: «Се язъ грешный худый рабъ Божий Иван Иванович пишу душевную грамоту…»
Инскрипция: «…даю рядъ своим сыном Князю Дмитрею и Князю Ивану, и своему братаничу Князю Володимеру, и своей Княгини…»
Салютация: отсутствует.
2. Основная часть:
Аренга: « А же что Богъ розмыслит о моем животе…»
Промульгация: отсутствует.
Наррация: отсутствует т.к. наррация появляется в русских актах только со второй половины XV в.
Диспозиция: « Приказываю отчину свою Москву сыномъ своимъ Князю Дмитрею и Князю Ивану; а братаничу моему Князю Володимеру на Москве въ наместничтве третъ, въ тамзъ, въ мытехъ и въ пошлинах городъских третъ,…А се даю сыну своему Князю Дмитрею: Можаескъ съ волостми, съ тамгою и съ селы и зъ бортъю и со всеми пошлинами,…А что исъ тыхъ волостий за Княгинъю за Марьею, а те волости до ее живота, тъ волости сыну моему Князю Дмитрею:… а исъ тыхъ селъ, которая будетъ за Княгинъю за Марьею села, тъ до ее живота; а по ее живот, тъ села сыну моему Князю Дмитрею, Мещерка у Коломны. А се даю сыну своему Князю Ивану: Звенигородъ со всеми волостми и съ мытомъ и съ селы и зъ бортью и съ оброчники, со всеми пошлинами,…А братаничу мой Князь Володимеръ ведает уездъ Отца своего…».
Ниже следует перечисление всех владений князя, распределение этих владений и полномочий налогообложения между лицами, указанными в завещании. Далее следует перечисление движимого имущества, драгоценностей, ценных подарков, денег, с указанием, откуда таковые имеются у князя. Также указывается доказательство полномочий князя распоряжаться перечисленным имуществом по своему усмотрению. Ввиду этого все перечисленные виды имущества князь завещает сыновьям, братаничу - племяннику, и Княгине - супруге. В конце диспозиции дается указание, как нужно обойтись с останками самого князя после смерти и как распоряжаться крестьянами и должностными лицами на завещанных землях наследникам.
Санкция: « А хто сю грамоту порушитъ, судитъ ему Богъ, а не буди на нем моего благословенья ни въ сий векъ, ни въ будущий».
Корроборация: к удостоверительным знакам можно отнести печать о которой указано в сноске к документу: « Къ сей Грамоте привешена печать серебряная позолоченная».
3.Конечный протокол:
Место и время выдачи документа: место выдачи духовной грамоты не указано. Время ограничивается указанием года написания завещания – 1356г.
Аппрекация: заключение-благопожелание отсутствует.
Перечень свидетелей написания завещания: « А на сю грамоту послуси: отецъ мой Владыка Ростовский Игнатий, отци мои душевные Игумен Иванъ, поп Акинфъ, поп Патрекий…А писал грамоту Нестерко».
4.Удостоверительная часть:
Субскрипция: отсутствует.
Сигнатура: подпись князя отсутствует, но документ скреплен серебряной печатью, вероятно, именной.
Духовная грамота Великого Князя Василия Дмитриевича
Для второго примера я решила разобрать, согласно классическому формуляру, духовную грамоту Василия Дмитриевича.
1.Начальный протокол:
Инвокация: «Во имя Отца и Сына и святого Духа…»
Интитуляция: « Се язъ грешный худый рабъ Божий Василей пишу грамоту душевную въ своем смысле, добре, здоровье…»
Инскрипция: «…даю рядъ своему сыну Князю Ивану и своей Княгине…»
Салютация: отсутствует.
2.Основная часть:
Аренга: отсутствует.
Промульгация: отсутствует.
Наррация: отсутствует.
Диспозиция: « Благославляю сына своего Князя Ивана своей отчиной третью Москвы, своим жребиемъ, и съ пошлинами и съ путьми и зъ бортью, и съ Василцевым стомъ, и Добрянскимъ селомъ…А Княгине своей даю исъ Коломенскихъ волостей Брашеву…а исъ селъ ей матери моие Малино со всеми деревнями…А Княгине моей изъ Московскихъ селъ: село мое Починокъ со всеми деревнями…».
Кроме перечисления земель князя, движимого и недвижимого имущества, распределения этих земель между наследниками, также указывается распределение полномочий налогообложения, распоряжения казной, движимым имуществом, дворовыми и крестьянскими людьми.
Санкция: отсутствует.
Корроборация: к удостоверительным знакам можно отнести печать, о которой сказано в сноске к документу: « Къ сей Грамоте привешена на красном шелковом снурке серебреная позолоченная печать».
3.Конечный протокол:
Место и время выдачи документа: место выдачи духовной грамоты не указывается. Время ограничивается указанием возможного года написания завещания – 1406г.
Аппрекация: в документе выделятся запись, которую можно отнести к благопожеланию: « А дастъ Богъ сыну моему Князю Ивану держати Новгородъ Нижний да Муромъ, ино Княгине моей изъ Новагорода половина пошлин Новгородских…» Также в документе содержится запись, которую можно отнести к заключению-благопожеланию: «А ты, сынъ мой Князь Иван, держи матерь свою во чти и въ матерстве, какъ Богъ рекли; а мое благословенье на тобе».
Перечень свидетелей написания завещания: « Князь Юрьи Ивановичъ, Костянтинъ Дмитреевичъ, Дмитрей Афиньевичъ, Иванъ Дмитреевичъ, Володимеръ… Иван Федоровичъ, Федор Федоровичъ. Асю грамоту писал…»
4.Удостоверительная часть:
Субскрипция: «А у сее грамоты были мои Бояре…»
Сигнатура: о подписи князя не указано в документе, но присутствует печать на шелковом шнурке серебряная позолоченная, вероятно, именная.
Историческое значение духовных грамот
Как исторический источник грамоты дают представление о правовом развитии средневекового русского общества. Составление завещаний говорит о желании и понимании необходимости подтверждения прав завещателя и прав наследников. Такая правовая норма является свидетельством развития общества, изживающего военную демократию и принципа обычая в отношении договоров, свидетельствует о понимании обществом и властью недостаточности устной традиции для доказательства того или иного права владения. А это, в свою очередь, показывает, что структура русского средневекового общества изменялась и усложнялась. Становление бюрократического элемента являлось свидетельством развития государственных институтов.
По грамотам можно проследить рост Московского княжества и его влияния, путем закрепления за своими потомками определенных территорий и полномочий, учитывая какое количество земель перечисляется в грамотах. По подобным грамотам можно проследить возвышение или падение роли того или иного княжества, усиление или ослабление политической борьбы между княжествами, родословные князей, восстановить события и обстоятельства или опровергнуть их. Поэтому духовные грамоты являются бесценным историческим источником.
Отсутствие санкций в духовной грамоте Василия Дмитриевича, свидетельствует об отходе от архаичного мышления общества, для которого проклятие являлось гарантией нерушимости данной грамоты. Теперь же само существование и понятие такой нормы права, как документальное завещание, законность которого подтверждается свидетелями и представителем власти, авторитетом княжества, являлось большей гарантией неприкосновенности данных завещателем своим наследникам имуществ от внутреннего и внешнего посягательства.
Для написания статьи были использована следующая литература и источники:
1. Духовная грамота Великого князя Иоанна Иоанновича, взятая из сборника « Духовныя и договорныя грамоты князей Великих и Удельных» под редакцией С.В.Бахрушина, М: 1909 г., стр.17; док. № 5.
2. Духовная грамота Великого Князя Василия Дмитриевича, взятая из сборника «Духовныя и договорныя грамоты князей Великих и Удельных» под редакцией С.В. Бахрушина, М: 1909 г., стр.23-25; док. № 7.
3. Данилевский И.И., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. 1998 г.
4. Лекционный материал по курсу: “Источниковедение” для исторических факультетов. 2015 г.
Спасибо за внимание.