Найти тему
Алена Жигалова

Дислексия. Другой взгляд.

В середине 1960-х годов медицинская общественность впервые диагностиро- 

вала состояния, названные «дислексией» и «дислексическими нарушениями функ- 

ции обучения» в результате поражений головного мозга. Дети, которые не умели 

адекватно читать или писать, или переставляли слова, признаки или знаки, или были 

«слепы» к целым фразам, считались страдающими повреждениям головного мозга. 

Единственным видом предлагаемого им лечения было применение лекарственных 

препаратов в тех случаях, при которых наблюдалось еще и гиперактивное поведе- 

ние. В течение следующего десятилетия каждый, кому ставили диагноз дислексии, 

представал перед достаточно мрачным будущим.

В 1970-е годы у людей с дислексией появилась надежда в связи с новыми 

данным исследований головного мозга, которые отвергли теорию «повреждения» в 

пользу «координационной неспособности к обучению в раннем детстве». Началась 

поистине замечательная работа в направлении переучивания головного мозга и те- 

ла двигательным навыкам. В связи с улучшением интегрированной функции у мно- 

гих маленьких учеников наблюдался ошеломляющий прогресс способностей к обу- 

чению, а также в способности управлять своими эмоциями.

В начале 1980-х годов исследователи открыли цельную новую теорию, объяс- 

няющую нарушения функции обучения. Они объявили, что эта проблема возникает в 

результате «неспособности правого и левого полушарий головного мозга к интегра- 

ции». Информация о правом и левом мозге моментально достигла огромной попу- 

лярности. Наконец-то враг был установлен! ЛЕВЫЙ МОЗГ, аналитический ученик 

двух полушарий, был виноват в том, что постоянно блокировал святое творческое 

начало ПРАВОГО МОЗГА в его способности к интегративному видению. Под лозун- 

гом «Развивай Правый Мозг!» в качестве караульного оклика, началось большое 

движение. Его ответ на дислексические нарушения функции обучения сфокусиро- 

вался на сознательно управляемой активности Правого Мозга, упражнениях по пе- 

рекрестной координации и позитивной, поддерживающей окружающей среде, в ко- 

торой следует проводить обучение с целью интеграции и уравновешивания двух по- 

лушарий мозга.

-2

В настоящее время врачи продолжают назначать препараты типа драмамина 

для восстановления баланса среднего уха, устраняя таким образом синдром укачи- 

вания, который В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ связан с трудностями дискоординации. 

Движение за человеческий потенциал/интеграцию в значительной степени включает 

подход, связанный с интеграцией двух полушарий. И почти все видят «значительный 

прогресс», достигнутый при использовании метода выбора. 

Итак, возникает совершенно другой подход. ЕДИНЫЙ МОЗГ обеспечивает со- 

вершенно новые условия для определения понятий дислексии, механизмов ее раз- 

вития и определения способов коррекции истинной причины дислексии.

-3

ЧТО ТАКОЕ «ДИСЛЕКСИЯ»? 

Очень редко дислексия возникает в результате истинного повреждения (раз- 

деления ткани) в головном мозге, что влияет на восприятие и понимание речи и язы- 

ка. Иногда эти отрицательные эффекты связаны с поражениями внутреннего уха. В 

ряде случаев главной причиной этого является нарушение связей между Правым и 

Левым Полушариями Головного Мозга. Но почти в каждом случае «нарушения 

функций обучения, известных под названием «дислексия», развиваются в результа- 

те эмоционального стресса во время обучения, стресса настолько интенсивного, что 

индивидуальные программы оказываются в мертвой точке развития навыков обуче- 

ния в результате боязни, страха боли или боли как таковой.

Кроме случаев, когда она вызвана действительной физической травмой ткани 

мозга, дислексия возникает в результате отрицания возможности обучения в специ- 

фической зоне жизненного опыта. Это отрицание исходит из сознательного ВЫБО- 

РА, сделанного в момент интенсивного эмоционального стресса. Это простая нев- 

рологическая функция, а совсем не «дисфункция»!

Дислексия не ограничивает жизненные возможности. Даже в случаях, когда 

дислексия имеет клиническую причину (физическая травма), человеческий разум 

может найти путь обхода таких мертвых точек восприятия. Общеизвестно, что боль- 

шинство страдающих дислексией становятся удивительно творческими людьми, ко- 

гда ставятся перед необходимостью решать (не говоря уже скрывать) «проблему». 

По нашему опыту, БОЛЬШИНСТВО творческих людей страдают дислексией, знают 

об этом и сосредотачивают свой творческий сконцентрированный потенциал на зо- 

нах выражения, которые не затронуты именно данной мертвой точкой.

Истина состоит в том, что у ВСЕХ нас есть дислексические нарушения функ- 

ции обучения. Не имеет значения, как мы читаем, понимаем или считаем. Где-то на 

пути роста мы натыкаемся на кирпичную стену всеохватывающего эмоционального 

стресса и ДЕЛАЕМ ВЫБОР идти вслепую в какую-нибудь зону обучения. Более того, 

с того момента мы отвергли возможность того, что мы когда-нибудь освоим этот 

предмет. Этот ВЫБОР ОТРИЦАНИЯ нашей способности обрек нас на ежедневное 

запутывание наших следов до тех пор, пока кто-нибудь не обнаружит, что мы были далеки от своих лучших возможностей. Для того чтобы очертить проблему, следует 

отметить, что наш ВЫБОР ОТРИЦАНИЯ был сделан так давно, что большинство из 

нас «не может вспомнить», когда или почему мы сделали этот ВЫБОР! Забыв (или 

точнее подавив) воспоминания о таких причинных событиях, мы чувствуем себя 

беспомощными в плане изменения их влияния в настоящее время. 

В ОСНОВЕ ДИСЛЕКСИИ лежит Страх, Боль или Страх Боли, которые за- 

ставили нас вычеркнуть «ТОГДА», и Система Убеждений, которая поддерживает это состояние, как неотъемлемую часть представления о себе «СЕЙЧАС».