Найти тему
Content Review

Интернет-кинотеатры заработали 50 млрд. рублей, но кто-то уйдет с рынка

Российские интернет-кинотеатры совокупно заработали 50 миллиардов рублей. Перспективы туманны.

Традиционно отчеты по рынку онлайн-кинотеатров в России готовят два агентства. Одно по опросам, второе по цифрам. Мы предпочитаем второе. Поэтому отчет ТМТ Консалтинг изучили с большим интересом. Тем более, что в этот раз коллеги подошли, так сказать, к снаряду по-новому. И помимо «неоператорских» OTT-сервисов оценили и «операторские».

Забегая вперед отметим, что в текущей ситуации впору менять разделение на «независимые» и «экосистемные». Ибо Kion имеет все шансы на выживание, ибо за ним стоит МТС, как и «Кинопоиск», входящий в «Яндекс» намного перспективнее ivi, который никому не принадлежит и остается в это тревожное время один на один с реальной угрозой стать историей. С несчастливым концом.

Вот смотрите сами, ТМТ Консалтинг выделяет 7 «неоператорских» VOD-сервисов в пироге рынка. Мы в скобках указываем, частью какой экосистемы он является:

  1. ivi – 26% (независимый)
  2. Кинопоиск – 20% (Яндекс)
  3. Okko – 16% (Сбер)
  4. Megogo – 8% (уже не с нами)
  5. Start – 7% (МегаФон)
  6. more.tv – 7% (НМГ)
  7. Amediateka – 6% (независимый)

Если завтра свои договора на библиотеки контента разорвут наши дорогие «партнеры», то экосистемные OTT как минимум выживут за счет материнских компаний, да и оригинальный контент они снимают более, чем бодрый. Что будет делать ivi? А Амедиатека? Вопрос открытый.

Отдельно ТМТ Консалтинг рассмотрел «операторский» сегмент, но почему-то выделил в нем лишь Wink (Ростелеком) и Kion (МТС), а все остальные (Movix/ЭР-телеком, МегаФон ТВ и прочие) операторские VOD-сервисы засунули в «Прочие» с 36% рынка. Ну и отметили, что операторский с неоператорским сегментом пересекаются (что правда), отведя на это пересечение 5 миллиардов рублей (вполне логично).

Прогноз ТМТ Консалтинг на 2022 год весьма оптимистичный – 55,5 миллиардов рублей на «неоператорский» сегмент и 15 миллиардов рублей на «операторский», совокупный рынок (с учетом пересечения) достигнет 60 миллиардов рублей.

Мы не столь оптимистичны по одной причине – этот год будет тяжелым для всех, и наверняка пользователи начнут сокращать количество подписок. Предполагаем, что операторы начнут вшивать подписки в тарифы, что даст их сервисам серьезное преимущество. В зоне риска – ivi и Амедиатека, оранжевая зона – Okko, слишком мало своего контента и ушедший спорт. А вот more.tv, Start и Кинопоиск, думаем, свои показатели улучшат.