Найти тему

Эссе о детской неврологии

Здравствуйте,

Для начала нужно определиться с Вами, что есть детская неврология?  Почему её стоит рассматривать отдельно, а не в контексте неврологии в целом? Почему детская неврология неразрывна с педиатрией? В каких ситуациях необходимо обратиться к детскому неврологу?  Обо всем не очень подробно, но по порядку.

Во-первых, что есть десткая неврология и что она изучает? Человек, не разбирающийся  в предмете может предположить, что детская неврология это всего лишь раздел общей неврологии, изучающий ту же анатомию и те же процессы  нервной системы, что и у взрослых, отличие лишь в масштабе, и в интенсивности процессов. Однако это далеко не так, а точнее, вовсе не так. 

В первую очередь десткая неврология изучает процесс матурации нервной системы в организме человека и его нарушения. Матурация ( от англ. maturing-созревание) нервной системы это один из самых сложных процессов, зависящий от множества факторов, как внешней среды ( поступление нутриентов и витаминов, макро- и микроэлементов от матери к плоду,кислорода итд) так и внутренних факторов ( “ правильный” генетический код, “верный” ансамбль молекулярных факторов роста)  от которых зависит строгая последовательность созревания.Именно строгая последовательность этапов матурации является залогом успеха здоровой нервной системы человека в будущем. 

Любые нарушения данного процесса формируют болезни созревания нервной системы,которые  задерживают развитие, либо извращают его ,либо полностью  останавливают на каком либо этапе. Вот наиболее частые патологические ( от лат.pathologia-отклонение от нормы) ситуации: задержка речевого развития, задержка моторного развития ребенка, детский церебральный паралич, аномалии развития нервной трубки, аномалии развития головного и спинного мозга, эпилепсия, врожденные опухоли нервной системы, факоматозы( врожденные кожно-нервные болезни) и множество других патологических состояний). Неверно считать, что процесс созревание нервной системы происходит лишь только во время беременности.Отнюдь не так. Созревание продолжается и после родов, вплоть до старости,поэтому человек от момента рождения до становления взрослой особью проходит стадии формирования  как моторных навыков, так и интеллектуальных и психических-всё это называется взрослением человека.

Именно поэтому детская неврология неразрывна с педиатрией и детским врачом в целом, поскольку одной из самых важных задач детского врача является правильная оценка  роста и развития ребенка.  Зачастую именно педиатр первым замечает,что ребенок развивается неправильно и маршрутизирует ребенка на осмотр уже к детскому неврологу для дальнейшего обследования. Правильная оценка психомоторного развития возможна лишь при  знании времени формирования навыков, их правильной последовательности, и умении оценивать каждый навык в отдельности.  

   

Процесс матурации нервной системы и ее патология- это  далеко не единственный предмет изучения детской неврологии.Это лишь что касается врожденной патологии нервной системы, однако существуют приобретенные  уже при жизни ребенка болезни, которые не меньше доставляют хлопот врачу- детскому неврологу. 

Многие приобретенные болезни нервной системы (или предположительно приобретенные)  либо дебютируют или могут дебютировать  в детском возрасте, либо чаще встречаются в детской практике. Среди огромного пула приобретенных нозологий( от лат. nosos-болезнь) чаще всего встречаются :инфекционные болезни нервной системы(менингит, энцефалит, менингоэнцефалит), демиелинизирующие заболевания ( рассеянный склероз, острый рассеянный энцефалит, болезнь Девика и т.д), эпилепсия ( некоторые формы), миастения, энурез, транзиторные и хронические тики, цереброваскулярные заболевания, некоторые опухоли нервной системы) 

Обсуждая предмет изучения детской неврологии нельзя не коснуться темы генетических заболеваний, которые также необходимо знать врачу детскому неврологу,поскольку большинство генетических синдромов проявляются именно симптомами поражения нервной системы(задержка развития, эпилептические приступы, парезы и параличи, итд). Однако, в рамках генетической патологии, необходима консультация особого врача-нейрогенетика, для более детального обследования больного и для назначения таргетного (от англ. мишень) лечения, если такое лечение известно современной медицине. 

Существуют заболевания, которые практически одинаково по частоте встречаются как в детской, так и во взрослой практике, однако даже эти заболевания имеют свои особенности. Например, среди нейропатий (поражения нерва) в детской практике чаще встречается поражение лицевого нерва, иннервующего мимические мышцы, в то время как у взрослых чаще встречается поражение тройничного нерва, что является довольно редким состоянием в детстве.( Здесь стоит сделать замечание- в доминирующем случае нейропатия лицевого нерва и невралгия тройничного нерва имеют под собой разный генез развития. Нейропатия лицевого нерва-это в первую очередь следствие воспалительного процесса на фоне какого либо инфекционного агента( вирус), в то время как невралгия тройничного нерва развивается по причине “контакта” нерва и рядом идущего кровеносного сосуда.) Практически одинаково встречаются  острые вялые параличи ( лучевого, локтевого, срединного нерва, малоберцового нерва итд), расстройства вегетативной нервной системы  (рефлекторные синкопа, панические атаки( особенно в подростковом возрасте), различные болевые синдромы( первичная головная боль, дорсопатии, нейропатические синдромы)

Подытожим изложенную информацию

Детская неврология- это наука изучающая норму и патологию как созревающей нервной системы, так и сформированной.

Имеются заболевания нервной системы, встречающиеся лишь в детском возрасте, или дебютирующий лишь в детском возрасте, поэтому детский невролог так необходим. 

Детская неврология неразрывно связана с педиатрией, поскольку имеют единый предмет изучения- становление и созревание ребенка.

Детский невролог диагностирует и лечит не только те болезни, которые исключительно встречаются в детской практике, но и те, которые встречаются и во взрослой жизни.

Когда необходимо обратиться к детскому неврологу

В первую очередь стоит отметить, что обращаться к детскому неврологу необходимо не только когда родители отмечают какую-либо “ненормальность” своего чада, но и с профилактической целью, для адекватной оценки развития ребенка и выявления возможных “скрытых от глаз обывателя” симптомов детской патологии.

Согласно приказу 514 н “О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" посещение детского невролога обязательно в 1 месяц ребенка, далее в 12 месяцев,  в 3 года,в 6 лет, 7 лет, 15 лет, 16 лет и 17 лет. Возраста посещения диктуются как и особо критическими периодами развития нервной системы у детей, так и малой укомплектованностью специалистами первичного звена. На самом деле необходимо более регулярное посещение детского невролога, особенно в периоды быстрого роста  и развития организма, а также для диагностики не  явных симптомов некоторых неврологических заболеваний.

Посещение детского невролога обязательно, в случае 

При "не легком" течении беременности и родов, и выявлении какой-либо аномалии на регулярных скрининговых исследованиях во время беременности

В первые дни после родов, а также в первый месяц после рождения

Регулярное посещение каждый месяц после рождения до года, далее желательно каждые пол года до 3 лет, далее раз в год. 

При подозрении,что Ваш ребенок отстает в развитии от сверстников.

Чек поинты моторного развития до года

В 1-2 месяца ребенок учится держать голову

4-5 месяцев- переворачивается

6-8 месяцев- самостоятельно садится 

10 месяцев- самостоятельно встает

1 год -самостоятельно ходит 

В случае, если Ваше чадо 

к 2 месяцам не улыбается

к 3 месяцам не реагирует на присутствие матери

к 6 месяцам не поворачивает голову в сторону движущегося предмета

к 8 месяцам не различает близких и чужих ( конечно Ваш ребенок не обязан указывать пальцем и отверждать кто чужой, а кто близкий, у детей обозначение круга своих выражается эмоционально. В случае когда ребенок видит чужого человека, а особенно врача, ребенок начинает плакать или прижиматься к матери, как к человеку, который убережет от опасности) 

к 1 году не ищет спрятанный предмет 

    к 2 годам не разделяет предметы на категории ( кукла, машинка- игрушки, яблоко, картошка- еда)

к 3 годам не знает своего полного имени

к 4 годам не может определить, какая из двух линий короче

к 4.5 годам не может последовательно посчитать до 5 

к 5 годам не знает названия основных цветов (красный, желтый,синий,зеленый)

к 5.5 годам не знает даты рождения,домашнего адреса

В случае, если Ваш ребенок задерживается в речевом развитии

Чек поинты речевого развития

в 4 месяца начинает гулить

в 6-7 месяцев- начинает лепетать 

10 месяцев - спонтанно повторяет за взрослым слоги

11-12 месяцев произносит первые слова ( мама, папа, или слова обозначения)

12 месяцев говорит до 10 упрощенных слов 

 с 1г 7 месяцев до 2х лет использование двухсловных предложений

 2г 6 мес - строит предложения из трех и более слов, появляются вопросы где? и когда?

3 года- появляются придаточные предложения (возьму ложку, чтобы покушать) 

В случае, если поведение ребенка не похоже на поведение его сверстников, а именно:

Не общается со своими сверстниками, не играет с ними 

Игнорирует игрушки, либо  отсутствует ролевая игра с игрушкой, более выражено тактильное, чувствительное восприятие игрушек, нежели восприятие их как предмета, имеющий смысл ( кукла- девочка, лошадка- животное итд) 

Имеются стереотипные, повторяющиеся движения- машет руками, часто ими хлопает бесцельно, двигает пальцами перед глазами, любит подолгу держать руки под открытым краном, любит бегать кругами, периодически обхватывает свое тело и т.д.

Резко останавливается и всматривается вдаль

Агрессивное поведение со сверстниками

Аутоагрессия ( агрессия направленная против себя)

Нет зрительного контакта с матерью, с отцом 

В случае, если в акте движения не участвует одна из конечностей, либо походка отличается от походки сверстников, либо какие либо другие двигательные нарушения ( появилось косоглазие, опустился угол рта) 

В случае если имеются какие либо расстройства сна у ребенка

Если Вы отмечаете спонтанные, неконтролируемые движения у ребенка, или же даже приступы судорог ( в том числе судорог на фоне высокой температуры)  

Если отмечаются короткие периоды нарушения сознания ( ребенок на короткий период перестает реагировать на какие либо стимулы, замирает, перестает отвечать на вопросы), либо обморочные состояния.

В случае, если у ребенка появилась необъяснимая другими состояниями ( инфекция, погрешность в диете) тошнота, или рвота, которая не приносит облегчения.

В случае, если Вам кажется, что размер головы у ребенка больше, чем Вам кажется, или же голова растет непропорционально телу.  

В случае, если ребенок не сосет соску, трудности в проглатывании еды,повышенное слюноотделение. 

В случае, если имеются какие либо нарушения чувствительности (не чувствует прикосновения, боль, не чувствует конечность, изменилось восприятие запахов и вкусов и т.д.) 

В случае если появились необъяснимые болевые ощущения, боли в спине, головная боль итд 

Имеются какие-либо расстройство стула и мочеиспускания. 

Если без какой-либо причины возникли кратковременные двигательные феномены лицевых мышц, конечностей, которые не проходят при расслаблении, и частично поддаются контролю.

Это далеко не весь список состояний, которые требуют консультации детского невролога.Зачастую симптомы остаются незамеченными родителями длительный период, пока специалист не акцентирует на них внимания. 

З.Ы.

Стоит отметить, что профессии детский невролог в регистре специальностей не существует.Имеется лишь одна специальность- врач невролог, который “  в теории” обязан знать как и все аспекты детской, так и взрослой неврологии, однако “на практике”  такое встречается редко. Я встречал лишь ничтожное количество специалистов ( количество это меньше, чем пальцев на одной руке) которые блистательно разбирались как в детской, так и во взрослой неврологии, и зачастую профессионалы такого уровня знаний являлись выпускниками педиатрических факультетов, поскольку программа педиатрического факультета охватывает все разделы как детской, так и взрослой патологии в одинаково полном размере.

Врач-детский невролог Псянчин А.