Человеку важно знать культуру своей семьи, а культура семьи формируется из культуры всего государства. Культура создается людьми, но при этом она и создает человека, человечность. Нам важно знать свои традиции, традиции, которые формируют правила поведения людей, обогащают человека, а человек в свою очередь обогащает культуру. Основные традиции закреплены в юриспруденции общества, то есть в правовой мысли и правовом сознании людей, живущих в одном государстве в определенную эпоху. Юриспруденция государства выполняет ряд важных функций:
- Идеологическую, то есть выражает в себе идеи и ценности определенного общества;
- Вырабатывает определенный юридический язык. Особенность российской юриспруденции заключается в том, что мы всегда использовали язык своего народа, в то время как западная юриспруденция в своей средневековой традиции выбрала для себя язык давно погибшего государства, тем самым образуя пропасть между обычным человеком и теми, кто пишет правила поведения;
- Выражает интересы большинства социальных групп, то есть вырабатывает общие нормы, гармонизирует различные интересы друг с другом.
К сожалению, сохранилось очень мало сведений о древнерусской юриспруденции, то есть о той, которая существовала до 8 века, однако можно точно сказать, что то общество было развито, и свидетельством этого является развитый и образный язык, сохранившийся в летописях. Язык и образность не формируется за 100-200 лет, для такого развития необходимо по меньшей мере 1000 лет. Отсутствие большого количества сохраненных письменных памятников объясняется постоянными военными нашествиями, при которых в первую очередь сжигались и разрушались памятники, для того чтобы не поддерживать культурную идентичность русского эпоса, объединяющего народы и делающего их сильнее и сплоченнее. Мы называем Древней Русью Русь с 9-12 века, но только потому, что предшествующей истории мы не знаем, а не потому что это было первобытным обществом, не имеющим своих традиций и культуры. 9-12 века соответствуют западноевропейскому средневековью, и можно с уверенностью сказать, что наше развитие такого времени нисколько не уступает Западной Европе, однако у нас есть свои особенности.
Полагаю, очень важной особенностью нашего культурного наследия является язык юриспруденции, который, как уже говорилось выше, был бытовым языком и одновременно языком церковных служб. Кстати, важно отметить, что единый язык для всех сфер деятельности предотвратил такие события как реформация, например, в Германии, которая началась из-за переведенной с латыни на народный немецкий язык в 1495 году Вульгаты. Священниками данные действия было восприняты как ересь. Но почему? Казалось бы, перевод Библии на народный язык обогащает население священными знаниями, а это ведь очень хорошо, поскольку образованный человек побеждает главный грех - первоисточник других бед - невежество. А победа над невежеством, полагаю, должно быть главной целью любой религии, поскольку знание защищает человека от других грехов. Но средневековые священники так не считали, поскольку их авторитет и роль после прямого сближения человека со священными писаниями резко снижается. В первую очередь, они теряют возможность управлять и манипулировать человеком, поскольку их недосягаемость в качестве единственного источника знания убивается. И вот уже не священник решает, что плохо, а что хорошо, а сам человек!
Так вот, в России всегда была возможность самому человеку изучать священные и юридические тексты, а не полагаться на мнение одного, знающего умерший язык, а потому могущему как ему угодно трактовать и доносить смысл священного текста.
Итак, возвращаясь к юридической мысли, давайте вернемся к исторической терминологии. Наш язык всегда формировался на фундаменте бытового языка, но также вбирая в себя церковно-славянские термины, часто изменяя их смысл. Например, термин «закон», когда-то означал священное предписания (Закон Моисея), в Древней Руси приобрел смысл указа или предписания князя (светской фигуры).
Самый интересный термин «правда», у которого больше 10 значений, но все-таки значение этого термина можно сравнить только с одним зарубежным аналогом - Древнеегипетский термин «Маат», который означал правопорядок, сформулированный человеком, но выражающий волю Богов, волю сил, которые управляют вселенной. Так и «правда» определяет некие закономерности человеческой жизни, и потому, порядок, построенный на «правде» так прочен, такие правила люди соблюдают не потому что их заставляет государство, а потому что их выгодно соблюдать.
Российское право строилось не на непререкаемом авторитете прошлого, оно строилось на тех традициях, которые сформировало само общество и отвергало правила, чуждые пониманию наших предков. Так, все тексты, привезенные в России обязательно переводились, чего на Западе в то время и быть не могло, даже священники до 11 века (то есть до митрополита Иллариона), коими были греки не смогли навязать нам жестокие наказания из Эклоги. В нашу «Русскую правду» не вошли не только наказания, связанные с увечьями, но и смертная казнь, вместо этого «Русская правда» включает в себя сложную систему денежных штрафов.
А о чем все это говорит? Это говорит о том, что нашему обществу, нашей культуре чужды варварские традиции, основанные на жестокости, которые имели большое распространение у наших западных соседей.
Все заимствованные правовые и церковные нормы наши предки не только слепо переводили, они трансформировали их и создавали новые.
Мы видим, что особенность русской юриспруденции заключаются в том, что она развивалась на собственной почве и питалась духовной силой русского общества.
Именно поэтому, я считаю, крайне важно русскому человеку (а русский это тот, кто живет в России), знать свою историю! Знать, что мы не потомки жестоких варваров, мы потомки высокообразованных и гуманных людей, которые смогли создать самое большое государство на нашей планете, и объединены мы отнюдь не военной силой, но силой духа и культуры.