Продолжаю свои записки экономной хозяюшки. В первой части я писала о том, как сэкономить на еде, при этом сделать ее более полезной. Как минимизировать траты на красоту (спойлер — не заморачиваться этим в принципе) и на одежду.
Во второй части речь пойдет о более серьезных тратах.
ПУТЕШЕСТВИЯ
Еще месяц назад я бы написала, что надо самим прорабатывать свои туры. То есть покупать билет на самолет и бронировать квартиру. Потому что большая квартира с несколькими комнатами, санузлами и кухней дешевле номера в отеле, где в лучшем случае две смежных комнаты. Своя кухня дает возможность питаться самостоятельно, что важно в дорогих для россиян странах: каждый прием пищи в ресторане — это несколько тысяч на рубли, а продукты в супермаркетах везде стоят сопоставимых денег. Да еще и часто гораздо лучшего качества, чем в России.
Кстати, мы так и поступили месяц назад, купив билеты и забронировав жилье. Надо ли говорить, что все пропало. В общем, умение недорого ездить за границу пока неактуально (я очень надеюсь, что пока). Поэтому давайте поговорим про поездки по России.
Здесь принцип тот же — тщательно планируем поездку. Иногда выгоднее брать тур, но как правило, если в семье 4 человека, тур уже обходится недешево. В таких случаях выгоднее организовывать поездки самим.
И тут снова тот же лайфхак: снимаем квартиру. Раньше я пользовалась сайтами airbnb и booking. Увы, сейчас они ушли из России. Есть еще Авито, но там все непросто и зачастую нечестно. Есть островок и какие-то другие местные сервисы, пробую агрегатор Яндекс.Путешествия. В общем, надо смотреть, что из них разовьется во что-то приличное типа booking.
На чем едем. В пределах 500 км удобно и выгодно ездить на машине. Кому-то и 1000 км не крюк, здесь все индивидуально. В любом случае, если не укладываетесь в один день, и в дороге надо будет ночевать и где-то есть, то это дополнительные расходы. И может быть, поездка на автомобиле обойдется дороже поезда, например. Раньше я бы сказала, что надо летать самолетами, потому что там часто бывают большие скидки, но теперь и это неактуально. Поезда пока ходят за относительно недорого, но вероятность роста цен и здесь велика.
И все же рассматриваем недалекие поездки на машине, когда можно съездить и ознакомиться с новым местом за пару дней. Пример такой поездки я описывала осенью.
Составляем четкий тайминг: время в пути, возможные препятствия. Я пользуюсь гугл картой. Внимательно смотрим по карте, что у нас на пути, какие достопримечательности. Делаем маршрут таким, чтобы везде можно было заехать и посмотреть максимум из возможного. Маршруты туда и обратно в идеале должны быть разными.
Перед поездкой четко ставим цель: что хотим посмотреть, за какое время и какие деньги. У меня принцип — если уж приехали, смотрим по максимуму все, достойное внимания. В процессе подготовки спрашиваем в поисковиках «что посмотреть в городе N, в регионе N». Читаем отзывы.
Еду берем с собой из дома, чтобы в пути не отвлекаться на кафе. Но если на пути какое-то важное кафе, куда обязательно надо зайти, без которого не будет полного впечатления о местности — включаем в маршрут. Хотя чаще всего такие места переоценены.
Если поездка происходит летом, смотрим, где можно остановиться на перекус так, чтобы это было примечательное место: берег реки, подножие горы. Заодно посмотрели, сфотографировались, поели и отдохнули. Мне нравится останавливаться там, где можно искупаться.
Вообще, на трассе действует правило — поменьше остановок. Я ищу большие заправки, где можно сходить в туалет и купить воду, например. Жаль, вдали от крупных городов такие заправки пока редки. До сих пор большинство сделаны довольно примитивно: колонка, туалет на улице, оплата в окошке.
Само пребывание в городе или на местности тоже расписываем по таймингу. В квартиру приходим поздно вечером поспать, предварительно зайдя в магазин за завтраком. А иногда еды, взятой из дома, хватает и на завтрак.
В путешествии время растягивается, успеваешь гораздо больше, чем дома. Я люблю поездки на машине, потому что в новом городе больше увидишь и больше мест посетишь, если транспорт с собой. Не забываем, что основная часть страны — это провинция, где может не быть нормального общественного транспорта, инфраструктуры, так что надо быть готовым ко всему.
Четкое планирование относится и к поездкам на природу. Здесь смотрим на то, чтобы охватить по максимуму природных объектов. Иногда ради этого приходится отклоняться от маршрута, но крюк в 50 км все равно выгоднее, чем потом ехать в это место снова уже 400 км из своего города.
АВТОМОБИЛЬ
Чтобы экономить на автомобиле, надо перестать им пользоваться. Продавать — не надо. Потому что непонятно, будет ли возможность купить новый и за сколько. Пусть автомобиль будет, желательно экономичный и не более 150 л.с. Для поездок за город, путешествий, по магазинам (если они останутся), поездок с детьми автомобиль бывает необходим.
Но если куда-то можно дойти пешком, надо идти пешком. Если пункт назначения довольно далеко, но при этом он один — пользуемся общественным транспортом. Иногда, особенно если ехать компанией, выгоднее взять такси.
ДОМ
Здесь основное правило— то, что можно сделать самим — делать самим. Есть такое мнение, что каждый должен заниматься своим делом. Рабочий — делать ремонт, а специалист — работать и зарабатывать, чтобы расплатиться с рабочим. Но мы же рассматриваем ситуацию, когда надо экономить. Ремонт, работа по дому — это такие занятия, которые можно рассматривать в качестве физической нагрузки, смены деятельности и получения новых навыков. Умение что-то делать руками еще никому не мешало. Масса ремонтных работ не требует особой квалификации, их можно освоить довольно быстро.
На сегодня хватит. Когда вспомню какие-то другие лайфхаки, напишу еще. Не прощаемся надолго.
#экономия #путешествия #туризм #ремонт