В марте 2022 некоторый итог более чем 10-летней театральной дейтельности подвели основатели ворнежского театра интересных спектаклей "Кот" Алексей и Анастасия Проскуряковы.
Дублёр видео на Дзене:
Главный режиссёр и сооснователь воронежского театра «Кот» Алексей Проскуряков по образованию - специалист по связям с общественностью и рекламе. Алексей считает, что его специальность очень удачно сочетается с театральной деятельностью. Жена Алексея - Анастасия Проскурякова – художественный руководитель театра. По образованию она – маркетолог, но с 14 лет обучалась в театральной студии, в которой будущие супруги и познакомились.
Анастасия вспоминает, что собственный театр они решили основать именно потому, что скучали по театральной деятельности в студии, которую в какой-то момент покинули. Любовь Алексея к театру началась ещё со школьной самодеятельности и укрепилась во время обучения в университете.
Прежде, чем организовать собственный театр, молодые люди долго работали в студии. Именно в те годы начал складываться коллектив, который станет в последствии основой для собственного театра. Первые самостоятельные шаги будущая труппа делала в Воронежском доме молодёжи, где дважды в неделю энтузиасты собирались для бесплатных совместных занятий. Со временем они осознали необходимость в отдельном помещении, поэтому, чтобы собрать деньги на аренду, занятия стали платными. Собственная студия была основана в 2011 году. Первый самостоятельный спектакль складывающегося коллектива был выпущен в 2013 году. Студия набрала репертуар уже к 2015 году. С увеличением количества спектаклей, пришло понимание, что совмещать театральную с иными видами деятельности не получится, особенно, если хочется, чтобы это было хорошо. И в 2019 году от арендных площадок ребята решили перейти к собственному помещению.
Уверенности молодым театральным деятелям прибавляла мысль, о том, что они могут ставить спектакли не хуже, чем увиденные ими в других студиях. Выпускная работа тех лет «Ветер в тополях» и по сей день в репертуаре театра. Надежду на успех предприятия также вселяли положительные отзывы зрителей первых спектаклей.
Годы, проведённые в различных студиях, заменили основателям театра базовое образование. Но, по их признанию, они и сейчас продолжают учиться и получать новый опыт, участвуют в семинарах и различных мастер-классах. Алексей убеждён, что специальное театральное образование «не лечит, а калечит», режиссёр ценит практический опыт, полученный в том числе и от других профессионалов.
С самого начала супруги разделили сферы деятельности: Алексей взял на себя организационные и хозяйственные вопросы, а Анастасия – творческие. Их родственники, увидев серьёзность задумки и увеличение количества спектаклей театра, убедились в перспективности идей Алексея и Анастасии и поддержали молодых людей.
Хотя и не все актёры театра «Кот» имеют специальное образование, неподготовленные люди на сцену не выходят. Режиссёр театра считает, что людей, играющих по 20 спектаклей в месяц, нельзя назвать непрофессионалами, хоть они и не так универсальны, как учившиеся в вузах актёры.
Художественный руководитель театра «Кот» Анастасия Проскурякова считает, что для искусства первостепенно важно делать то, что нравится, вкладывать в спектакли душу. Преимущество частного театра в том, что он не зависит от кого-то, кроме его коллектива.
По словам Алексея Проскурякова, в Воронеже нет конкуренции между театрами: во-первых, в городе с миллионным населением театров не так уж и много, а во-вторых, любители театра не ходят в один конкретный, а посещают спектакли разных. Анастасия добавляет, что зритель в принципе должен выбрать ТЕАТР, тогда он пойдёт на спектакли в разные.
«Кот» сотрудничает с разными театрами и сторонними специалистами. Например, в воронежских постановках поучаствовали Сергей Аронин из московского театра «Модерн», Александр Толубаев из Театра имени Владимира Маяковского и Артур Марченко из театра «Скорика». В будущем Алексей и Анастасия планируют расширять связи и сотрудничество своего проекта с профессионалами других городов. Но в самом Воронеже сотрудничество, по словам ребят, затруднено из-за «токсичности» местного театрального сообщества.
Это не касается ежегодного Платоновского фестиваля в Воронеже: для него коллектив театра «Кот» неоднократно ставил небольшие сцены. Одна из таких сцен, организованных для Платоновской библиотеки, переросла в целый спектакль «Возвращение». Но ребята не замыкаются на своём городе, они активно участвуют в фестивалях по всей России. Главная проблема для них в этом направлении в нехватке людей и времени.
Что касается выбора пьес, то их могут предложить все члены творческого коллектива. И хотя последнее слово будет за супругами Проскуряковыми, в репертуар часто попадают спектакли разных режиссёров. Сами же основатели театра ориентируются прежде всего на собственный вкус: пьеса должна их цеплять, должна нравиться им. Театр ставит много пьес, которые не распространены в России, причём все спектакли очень разные. Алексей придерживается принципа бережного отношения к авторскому тексту, он пытается максимально устранить собственные интерпретации и позволить зрителю самостоятельно разбираться в произведении. Но какие-то спектакли нравятся одним зрителям, какие-то – другим. Главное, считает Алексей, чтобы не было равнодушных.
Кто же ходит на спектакли театра «Кот»? Прежде всего, считают основатели театра, это люди, которые любят театр. Анастасия отмечает преобладание молодёжи среди зрителей. Внутренний девиз театра «Знай своего зрителя в лицо» значит, скорее, открытость общения, обратную связь с сообществом «Кота». В сложные моменты, связанные с эпидемией, многие постоянные зрители поддерживали театр финансово, приобретая абонементы на спектакли, а потом ещё и билеты отдельно.
Анастасия считает, что творческое начало в театре должно преобладать над коммерческим. Но современные реалии таковы, что нужно платить за всё, начиная с авторских прав на пьесу, музыку, перевод и т.д. От каких-то постановок приходится отказываться из-за несоразмерности расценок.
Одним из длительных этапов работы над выбранной постановкой является обсуждение и проработка с труппой пьесы. В работе с актёрами основатели театра придерживаются «бережного» подхода. Анастасия отмечает, что творческие люди более ранимы и эмоциональны. Труппа на сегодняшний день составляет 20 человек, поэтому возможно реализовать разные проекты и подобрать людей для очень разных ролей. В подборе актёров Алексей полагается на творческое чутьё Анастасии. И проблема у театра не в нехватке типажей, а в ограниченности времени актёров. Театр открыт и для новых кандидатов: регулярно проводятся кастинги, параллельно работает студия, выпускные работы которой попадают на основную сцену. В нынешнем составе театра играют музыканты, выходцы из оперного театра, из институтов искусств, из различных студий. Но у всех есть «база» - это одно из важнейших требований к претендентам на роли в театре.
Творчество для основателей театра «Кот» стоит выше коммерции, поэтому они оставляют в программе любимые ими и труппой спектакли, порой не приносящие должной прибыли. Также важно для них, чтобы зритель шёл именно на спектакли, а не гонялся за модой на культурный досуг. И главной оценкой своей работы основатели театра «Кот» считают ту, которую даёт им их зритель.
Ссылка на сайт театра: https://kottheatre.ru/