Герой этой статьи - не я.
В своё время, основной темой моего канала в Яндекс-Дзена стала работа доставщиком еды, вот тем самым, которые ходят по улице с цветным коробом за спиной. Эти статьи отмечены тегом #ногами курьера доступны они и сейчас.
Но личный опыт постепенно иссякает, а забрасывать канал совсем не хочется. Я решил впервые самостоятельно взять интервью у коллеги. Сергей - это первый мой коллега, с которым я познакомился лично. Мы часто пересекались на улицах Петербурга, а, когда я покинул северную столицу, продолжили общаться в соцсетях.
Интервью - популярный жанр, но не такой простой, как кажется. Скучными беседами полны ютуб и Яндекс-Дзен. Я не обещаю, что у меня хорошо получилось, но это оценивать вам. И поприветствуйте Сергея.
О том, как начинал
– Сергей, ты из поколения "фудфоксов", сколько ты уже работаешь курьером? [прим. - FoodFox это стартап по доставке еды, купленный, в своё время, Яндексом и ставший основой сервиса Яндекс-Еда]
– У меня даже телеграм-аккаунт называется "фудфокс_Сергей Иванов" и, пожалуй, переименовывать не буду. Я работаю с 30 сентября 2018 года, первый слот был в этот день.
– У тебя уже была работа по специальности; расскажи о ней вкратце и зачем тогда пошёл в доставку?
– Не совсем по специальности. По диплому - инженер по микроэлектронике, по трудовой назывался инженер по метрологии.
Причин пойти была масса, начиная от так себе зарплаты и малой нагрузки на работе, вызывающей ощущение собственной ненужности. А также, всё-таки, большое количество свободного времени - но толку от него, если финансово всё так себе?
Но главная мысль была: тебе что, на велосипеде не съездить? На тот момент я быстро и спокойно передвигался на велосипеде и почему было бы не монетизировать сие умение.
– В какой-то момент ты решил бросить основную работу ради доставки. Когда и почему?
– Какого-то особого момента не было, что раз и осенило. Вся эта, кстати, доставка и затевалась, чтобы создать возможность безболезненной смены работы без ущерба для кошелька.
Такие условия сложились к началу 21-го года и я размышлял, что к осени буду уходить, искать работу другую. Было уже абсурдно, что за то, на что я трачу больше времени, я получаю меньше, чем в доставке.
Другая работа нашлась летом, но коль мне не понравилось, я решил уйти и пожить чисто свободной жизнью курьера.
Опять-таки, именно работа в доставке дала мне возможность без долгих размышлений и переживаний отрубить сразу то, что не пошло.
– Нет ощущения, что теперь все яйца в одной корзине? Не беспокоит это?
– А они не в одной корзине. У меня есть классическая Яндекс-Еда как основа, "Гетт-деливери", Яндекс-Такси, "Доставка" тариф и "Курьер", и Ситимобил "Доставка". Также подключен к "достависте", но не использую её. Пока ещё не было случая, что бы где-то совсем не было заказов.
Но, безусловно, в нынешнее время стало тревожно, потому рассматриваю варианты уже нормально трудоустроится или, хотя бы, пойти куда-то "стационарным" курьером, если будет туго.
Ещё держу в голове вариант опять открыть разрешение на такси, пока и "безработный", могу спокойно утром проходить медосмотр и механика, три варианта получения заказов такси у меня есть, даже 3 с половиной, ибо Яндекс-Такси в ближайших пригородах включает мне тариф "Эконом".
Доставка сейчас
– Сколько. Ты. Зарабатываешь.
– От 80 до 100 тысяч рублей получается. Мне мыслилось больше – теоретически это возможно. Но где-то мне не хватает собранности, твёрдости, организации. Свободный график и возможность работать в любое время суток, а также возможность закончить в любой момент, расхолаживают. Всё-таки, когда всё строилось вокруг пятидневки, было всё гораздо более чётко.
– А сколько денег уходит в месяц на заправку и обслуживание автомобиля? Велосипеда? Заправку самого себя, едой-водой?
– Если начинать с велосипеда, то точно не вспомню потому, что реальные копейки. Самый мой частный расходник – цепь, стоил 300 рублей, хватало её на месяц-полтора или примерно 1000 километров. Ставил самую дешёвую потому, что дорогие варианты ходили ровно также - смысла нет. Потому велосипед более, чем эффективен. Мы же, по сути, меняем расстояние на деньги и велосипед приносит 40-50 рублей за пройденный километр.
Другое дело, что на велосипеде объективно много километров не произвести, потому в свободное плавание на велосипеде я бы точно не решился отправиться.
Что касаемо авто, то после покупки и первых вложений в обслуживание, я был в лёгком шоке от того, сколько всё стоит, потом привык)))
Машина моя за километр пробега тратит 9-10 рублей, а привозит от 20 до 40 рублей. Пробег в месяц 2500-4000 км, вот и считаем))
Если более внятный язык, то, в среднем, на топливо при этих пробегах уходит 12-18 тысяч в месяц (помимо доставки существуют поездки по личным делам, и сколько их доля не скажу точно). Обслуживание, ремонт – по уму, надо оставлять 10 тысяч в месяц и будет относительно нормально.
Сейчас уже март, а декабрь и январь у меня были сплошной автосервис и 70 тысяч на ремонт потрачено. Много? Но вот уже 4-й месяц идёт и до середины апреля ничего с машиной делать не надо, только бензин лей.
Так на обслуживании машины не экономлю сильно, потому что не будет исправна - на этом всё. Но эти расклады пока, так скажем, до нынешних событий. Дальше пока не очень представляю, что и как будет.
Что касаемо еды - как всю жизнь тратил 500-1000 в день, так и трачу, но я совершенно не экономлю. И так далее, мне проще и выгоднее не готовить дома и скакать с кастрюлями - время, потраченное на это, лучше потратить на работу, мне кажется.
– Ты начал с ЯЕ, но перепробовал многие доставки. Ты их уже перечислил; а где лучше-то?
– Лучшая это Яндекс-Еда. И по оплате, и по уровню организации.
Второе место - "Гетт-деливери", там тоже оплата более, чем адекватна, и поддержка прекрасная.
Яндекс-Такси и Ситимобил - вот все недостатки работы в такси и имеют. Большие расстояния, ездишь за более, чем скромный гонорар.
Но я иногда люблю съездить и подальше, да и ночью нравится ездить.
Худшее - это Сбермаркет. Забивать 50 кг заказами весь автомобиль, таскать на пятый этаж без лифта тяжести, слушать недовольства клиентов и логистов; нет, спасибо, только в самом крайнем случае.
Зато пробег у машины небольшой, но, мне кажется, всё-таки машина должна уставать, а не ты.
– А какие виды передвижения ты использовал? Ну, я-то знаю, что все, но расскажи сам.
– Велосипед.
Пешком - это классика; в велостатусе, но пешком.
Самокат.
Автомобиль.
Какие-то заказы возил даже на каршеринге - или под конец слота, или потому, что хотел чуть перевести дух от усталости, или погоды, или тупо сломался велосипед, а слот закончить надо.
– Как пришла идея сменить велосипед на автомобиль?
– Изначально не было прямо идеи полностью садиться на автомобиль и отказываться полностью от велосипеда. Мне виделось, что я просто вместо каршеринга буду добираться после слота домой на авто и всё. В целом^ просто стало понятно, что затраты на каршеринг и содержание личного авто в месяц будут обходиться одинаково, а возможностей даже в повседневной жизни я получу больше, имея машину. И долго, на самом деле, я перестраивался и комбинировал велосипед и авто.
В конечном счете, подключив другие службы доставки, стало понятно, что проще и удобнее уже использовать чисто авто.
Хотя периодически и в роли автокурьера я размышлял, что велосипед был бы более, чем полезен. В идеале я бы положил велосипед Стрида в багажник и был бы полностью "вооружён".
– Спустя столько времени, как считаешь, когда работалось лучше? Раньше или теперь? Это популярное мнение, что "раньше было лучше".
– Сейчас лучше - почти все возможные заведения и магазины подключены и технически отладили многие моменты, плюс таймеры более, чем адекватны.
Клиенты и рестораны
– Случаи и клиенты, которые запомнились больше всего?
– Однажды обычный заказ из Макдональдса на улицу Дыбенко. И вот, вроде, и адрес, и квартира совпадают, а у меня тут рынок, а у неё стоматология.
"Что ж за ирония судьбы?"- говорю я. Она - "Вы, что, в Петербурге?"
"Да". "А я в Москве".
Ещё однажды был заказ, где я, по сути, доставил телефонный звонок. То есть, была ссора, видимо, везде чёрный список, но человек нашёл выход из ситуации.
– Заказчик попросил тебя дать трубку клиенту на адресе? Или как это?
– Да, дал трубку и минут 10 они разговаривали.
– А про отношения с ресторанами что расскажешь? Особые случаи и вообще, в целом?
– Сейчас, в основном, всё нормально.
Но презрительное отношение, стереотип, что человек в форме курьера не может быть клиентом... Вопиюще было однажды, что горячая линия "мака" в Москве (!) в ответ на жалобу в хамской форме предложила жаловаться в Яндекс.
Ещё регулярно страна советов о том, что купить в Дикси лимонад будет дешевле, чем у них за 150 рэ.
Им никак не объяснить, что, когда в процессе, - некогда по Дикси и Магнитам бегать.
В общем, люди мы для них второго сорта.
Чуток личного
– Если не против, то несколько личных вопросов. О тебе, как просто о человеке, а не курьере. Какие у тебя в жизни увлечения?
– А что-то вышло так, что работа и стала основным увлечением 🤦♂😁
Раньше посещал много концертов и часто ездил в другие города, сейчас, почему-то, большого желания нет. Наверное, потому, что езды и так хватает)
А так, безусловно, политикой интересуюсь, автомобилями. Музыка тоже не ушла из жизни, слушаю теперь не со сцены.
– Живёшь один или с семьёй?
– Не женат, живу с бабушкой и дядей-инвалидом. Большое желание жить отдельно, но родственники, к несчастью, дышат на ладан и рядом должен быть кто-то, мне кажется.
А так есть мысли, что при устройстве на обычную работу стоит поселиться рядом с ней – экономия времени, да и денег, больше возможностей подрабатывать в доставке с максимальной эффективностью.
– У тебя есть кошка. Помню, ты рассказывал, что какое-то время ты прямо налёг на работу в доставке потому, что ей требовалось дорогое лечение. Если ты не против обсуждать эту тему, то расскажи подробнее.
– Ещё есть и кошка. Тогда сложилась ситуация, что нужна была быстро достаточно большая сумма. Потому оптимальнее было месяц поработать чисто в доставке и купировать ситуацию. В результате справились без особых шоков для кошелька.
– Есть какие-то слова для курьерского сообщества? Какое-то пожелание, или, наоборот, пожуришь коллег за что-то 🙂?
– Держитесь. Времена наступили сложные. Надеюсь, выплывем как-нибудь с помощью этой работы.