Всё больше и больше чёрно-белой советской киноклассики появляется в цвете. Хорошо это или плохо? Кто-то принципиально смотрит любимые фильмы, так сказать, в оригинале, а некоторым зрителям искренне нравятся новшества.
Сегодня в статье расскажу про 14 замечательных чёрно-белых киноработ времён СССР, которым придали цвет.
Тем, кому лень читать статью, я опубликовал у себя на канале видео, где перечислены все эти фильмы)))
1. «Весёлые ребята» (1934)
Режиссёр: Григорий Александров
Над фильмом, который за рубежом демонстрировали под названием «Москва смеётся», хохотали не только в столице, а на просторах всего необъятного Советского Союза. Комедия о приключениях забавного пастуха Кости и звонкоголосой домработницы Анюты стала поистине народной.
Работы по раскрашиванию «Весёлых ребят» проводилась в Лос-Анджелесе. И взята для этого была именно оригинальная версия (Александров дважды реставрировал картину: в 1958 и в 1978). Так что цветная версия примечательна ещё и тем, что там нет переозвучаний, дополнительных шумов и присутствуют все сцены, снятые в 1934 году.
В 2010 году на суд зрителей впервые была представлена «раскрашенная» версия любимой комедии.
2. «Цирк» (1936)
Режиссёр: Григорий Александров
Фильм «Цирк» получил Гран-При на Парижской международной выставке 1937 года, а в 1941 году был удостоен сталинской премии. В 2011 году зрители смогли увидеть картину прославленного режиссёра буквально в новом цвете. Для раскраски был взят вариант 1950-х. Фильму не только придали цвет, но и отреставрировали: «подтянули» звук, убрали царапины на плёнке.
3. «Волга-Волга» (1938)
Режиссёр: Григорий Александров
В начале 2010 года по Первому каналу показали цветную версию знаменитой комедии о приключениях творческих коллективов, направляющихся в Москву на конкурс художественной самодеятельности. Как и в случае с «Весёлыми ребятами», работы над раскрашиванием «Волги-Волги» проводились в Лос-Анджелесе. Колоризировали подвергшийся цензуре вариант 1950-х годов.
4. «Подкидыш» (1939)
Режиссёр: Татьяна Лукашевич
Фильм о маленькой Наташе, которая потерялась в большом городе и ищет дорогу домой, был колоризирован в 2010 году. В картине есть большое количество панорам нашей столицы. Чтобы правильно передать цвета московских объектов 1930-х, специалистам пришлось «перелопатить» много архивных документов. Именно вокруг этого фильма возникали особо ожесточённые споры по поводу придания цвета.
5. «Небесный тихоход» (1945)
Режиссёр: Семен Тимошенко
«До конца войны не влюбляться даже в самых красивых девчат», - именно так договорились три весёлых фронтовых друга. Фильм любим несколькими поколениями зрителей. В 1970 году на киностудии «Ленфильм» картину восстановили и переозвучили (обидев при этом Раневскую, ведь теперь героиня Фаины Георгиевны говорила голосом другой актрисы). В 2012 году зрителям была показана цветная версия «Небесного тихохода». Раскрашена была именно оригинальная версия 1945 года.
6. «Золушка» (1947)
Режиссёры: Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
Фильм-сказка сразу «просилась» на цветную плёнку, однако в послевоенной стране было огромное количество материальных проблем, и было не до цветной плёнки. Первая реставрация картины была произведена ещё в 1960-х. А вот в 2009 приступили к колоризации. Огромную работу проделали специалисты, чтобы подобрать нужные цвета (цветные эскизы костюмов персонажей сохранились и были очень полезны). Стоимость колоризации «вертится» вокруг колоссальной цифры в 1 млн. долларов. Зрители впервые увидели «Золушку» в цвете 1 января 2010 года.
7. «Весна на Заречной улице» (1956)
Режиссёры: Марлен Хуциев и Феликс Миронер
Марлен Хуциев курировал процесс колоризации своего знаменитого фильма, и результатом мэтр отечественного кино остался доволен. В цвете «Весна на Заречной улице» была показана в Госфильмофонде России на 15-м фестивале архивного кино «Белые Столбы» в 2011 году. Зрители увидели эту версию чуть позже.
8. «Приходите завтра...» (1962)
Режиссёр: Евгений Ташков
История о наивной, но целеустремлённой Фросе Бурлаковой любима огромным числом зрителей.
Комединый фильм с драматичными эпизодами был снят в 60-х. на чёрно-белую плёнку. В 2011 году его отреставрировали и придали цвет. Обновлённую версию зрители впервые увидели по Первому каналу в конце 2011 года.
9. «Отец солдата» (1964)
Режиссёр: Резо Чхеидзе
Драматичный военный фильм о невероятной силе отцовской любви был снят на киностудии «Грузия-фильм». Картина была удостоена множества наград и премий, а исполнитель главной роли (Серго Закариадзе) получил приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Москве в 1965 году. Фильм был отреставрирован и колоризирован. Зрители впервые увидели эту версию 10 мая 2013 года.
10. «Берегись автомобиля» (1966)
Режиссёр: Эльдар Рязанов
Естественно, что колористы взялись и за эту, поистине народную, чёрно-белую комедию. Начался процесс «раскрашивания» приключений скромного страхового агента Юрия Деточкина ещё в 2014 году. Эльдар Рязанов принимал участие в работе над цветной версией. Премьера состоялась в 2017 году, её приурочили к 90-летию знаменитого режиссёра.
11. «Три тополя на Плющихе» (1968)
Режиссёр: Татьяна Лиознова
Трогательная драма о случайной встрече простой деревенской женщины и московского таксиста с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым в главных ролях. В 2011 году выпустили цветную версию фильма на DVD и Blu-Ray. Чуть позже состоялась телевизионная премьера цветного фильма «Три тополя на Плющихе».
12. «Офицеры» (1971)
Режиссёр: Владимир Роговой
Сюжет этого фильма основан на пьесе Бориса Васильева «Танкисты». Поскольку фильм этот не развлекательный, то многие зрители и кинокритики были против колоризации такого кинопроизведения. Василий Лановой тоже довольно резко высказывался по этому поводу и не одобрял. Но жизнь не стоит на месте, и «Офицеров» всё-таки колоризировали. Премьера цветной версии состоялась в День защитника Отечества в 2011 году.
13. «В бой идут одни «старики» (1973)
Режиссёр: Леонид Быков
Когда в 70-х Леонид Быков хотел снимать свой фильм на дефицитную цветную плёнку, то ему её не дали. Не известно, как режиссёр отнёсся бы к тому, что фильм «В бой идут одни «старики» всё-таки раскрасили.
В 2009 году картину колоризировали, что не могло не вызвать недовольства (даже судебное дело было).
14. «Семнадцать мгновений весны» (1973)
Режиссёр: Татьяна Лиознова
Картину о разведчике Штирлице отреставрировали и колоризировали к 9 мая 2009 года. Татьяна Лиознова одобрила идею. Более трёх лет велась работа над приданием цвета знаменитому сериалу, что-то приходилось раскрашивать вручную. Как и в случае с «Офицерами» исполнитель главной роли (Вячеслав Тихонов) негативно отзывался об этой задумке. Многие зрители поддержали любимого актёра, ведь чёрно-белый вариант кажется более трагичным с большим драматическим эффектом (как и был изначально задуман этот сериал).