Найти тему
Родные края

Родные края. Глава 2. Вокалист - камень преткновения.

Наступил 1987 год.

На мой 12-ый день рождения родители подарили мне магнитофон! И не просто магнитофон, а как он тогда называл магнитофон-приставку. И звался он "Маяк-233". Должен сказать, что магнитофон до сих пор жив и в рабочем состоянии.

Начался музыкальный бум. Мы бегали в студию звукозаписи, за деньги нам записывали кассеты с музыкой. На кассеты был дефицит, просто так их в магазине было не купить. Точно не уверен, может это мне, тогдашнему мальчишке их было не купить, а взрослые дяди знали, где что и по чём. Но таких знакомств среди моих друзей не было.

В студии звукозаписи просто так кассеты не продавали, только с записью. Я шёл в студию, заказывал две кассеты. На одну записывал желаемую запись в режиме стерео по цене 6 копеек за минуту, а на вторую что-то ненужное в моно по цене 4 копейки за минуту и по времени примерно минут 30, чтобы вторая сторона кассеты оставалась чистой. Потом эта кассета с записью за 4 копейки стиралась и записывалось что-то хорошее у какого-нибудь товарища, который делал такую же процедуру. Вот так записями и обменивались. Так вот к чему это я? А к тому, что мы, мальчишки, увлекаясь музыкой, невольно тоже хотели стать такими же знаменитыми артистами. В итоге часть моих друзей сколотили группу и начали ходить в студию под названием "Лира".

Попутно со всем этим в моей школе другие парни организовали коллектив и взяли меня клавишником. Порепетировав некоторое время, я ушёл из коллектива. Потом и они перестали репетировать. Их просто не пускали в школу на репетиции.

Уж не помню где и как, но принёс как-то раз мне мой друг Юра гитару. А Юра - напомню - это сын моего детсадовского воспитателя по музыке Тамары Викторовны Кобзарь. Может это Тамара Викторовна её где-то раздобыла, может кто-то ему эту гитару подарил - не знаю - но эта гитара зависла у меня в квартире надолго. Очень надолго. Надолго настолько, что я спустя какое-то время сочинил 5 песен и записал их на кассету. Записей не осталось, но на тот момент, учитывая опыт и возраст, запись получилась довольно сносной. Не скажу, насколько правда, но Юра дал эту запись своей маме послушать и она сказала, что в принципе неплохо. Как видно из истории, Юра сыграл - и сыграет в будущем - свою роль в становлении меня как гитариста и композитора. За что я ему весьма признателен.

-2

Закончил я школу, поступил в техникум. И, о чудо! При техникуме есть ансамбль! Я пошел к заведующей по культурному досугу Овечкиной Светлане Ивановне и поинтересовался, можно ли попасть в ансамбль. Она ответила, что ансамбль сформирован полностью, но всё же порекомендовала обратиться к барабанщику Диме Мочалову. Он учился на параллельном потоке и найти его не составило труда.

Слева Дмитрий Мочалов - барабанщик, справа я - бас-гитарист
Слева Дмитрий Мочалов - барабанщик, справа я - бас-гитарист

На ближайшей перемене я спросил у Димы, есть ли вакансия на гитару. Он ответил, что нет, но возможно в следуюшем году будет, т.к. там парни играют не техникумовские и им вроде тут не место. Хорошо. Будем ждать. Мы с Димой сдружились, у нас нашёлся общий круг интересов и год быстро прошёл.

В это время мы с Юрой на некоторое время попали в музыкальный коллектив моего одногруппника Олега Муховатого и его друга Олега Тышкула. Они занимались музыкой в Доме культуры Харьковского Тракторного Завода. Мы недолго там репетировали, но воспоминания остались самые наилучшие. Мы играли чужие песни, но и пытались играть одну из своих песен, написанную мной. Юра играл на фортепиано, я на гитаре, Олег Тышкул сидел за барабанами и даже пытался одновременно петь. Олег Муховатый также играл на гитаре. На удивление бас-гитары у нас не было. Самым чудаковатым элементом во всём этом был наш музыкальный руководитель. Он всегда сидел в своей каморке, находящейся за стеной и периодически выходил напомнить нам, что мы очень громко играем. Музыкой как таковой он с нами не занимался, хотя у него был ученик по гитаре и однажды он, ученик, сыграл нам на акустической гитаре "Турецкий марш". Не знаю как парни, а я был в тот момент просто в восторге. Зная, каким трудом мне этот марш дался на баяне, представляю, сколько трудов в это исполнение вложил этот парень. Подробностей ухода из этого коллектива я не помню, но ушли мы из него вместе с Юрой.

На следующий год освободились вакансии бас-гитары и клавишных. Я пришёл на первую репетицию, меня поставили на бас. Но нужен клавишник! И тут я говорю:"У меня есть клавишник, но он не техникумовский". "Приводи", сказал тогда наш музыкальный руководитель. И привел я, кого бы вы думали? Да, Юру.

Юри Кобзарь - клавишник
Юри Кобзарь - клавишник

Никому не говоря, что он "не местный", мы показали наш новоиспечённый коллектив С.И.Овечкиной . Она одобрила. И заверте...

Но не всё пошло так гладко. Через некоторое время возник вопрос о наличии вокалиста. Кое-как мы уговорили какого-то парня помочь нам. Я уже и имени его не помню. Помню только, что прозвище у него было Тюльпан. Он был худой, высокий, руки болтались, правда что, как у тюльпана. Играли мы, конечно, чужой материал.

Отрепетировав несколько песен, нам назначили концерт. Должен отметить, что выступали мы довольно часто. 3-4 раза за год. Кто-то усмехнётся, скажет, разве это часто? Да, для нас это было часто. Во-первых, все разборы песен и все репетиции мы делали только в техникуме. Во-вторых, инструментов своих не было, чтобы заниматься дома. Благо, репетиции были 2 раза в неделю и мы нормально изучали материал. Но я отвлёкся.

Итак, нам назначили концерт.

С утра мы всем коллективом вынесли на сцену аппаратуру, провели саунд-чек. Всё хорошо. Ушли в гримёрку. Сидим, общаемся. Волнуемся. И вот... выход на сцену!

Не скажу, что было страшно, мне уже доводилось ранее выступать и сцены я не боюсь, но то было другое. Здесь же от каждого участника зависит, как пройдёт выступление в целом. Весь список песен я не помню, но некоторые запомнились. Это на тот момент были весьма популярные хиты: "Морячка" и "Путана" О.Газманова, хотя "Путану" не он написал, "Девчонка-девчоночка" Е.Белоусова, "Сиреневый туман" группы "Трудное детство" на слова М.Л.Матусовского.

После этого выступления из коллектива ушёл Тюльпан и у нас снова возникли трудности с поиском вокалиста. Ни у кого таких знакомых, желающих петь, не было. И мы разучивали инструментальные партии в надежде на то, что когда появится вокалист, мы сможем ему всё это сыграть. И мы играли.

Так как после школы мы учились в разных учебных заведениях, личная жизнь у каждого складывалась по-своему. И вот те на! - у Юры появляется дама сердца. Не буду называть её имени, к данной истории это не имеет никакого отношения. Да так появилась, что парень написал две лирические песни. И захотел их записать.

С этим предложением он пришёл ко мне и я согласился ему помочь. Мы выбрали выходной день, собрались у него. Из инструментов у нас были только аккустическая гитара, фортепиано и двухкассетный магнитофон и кассеты. Мы разобрали песню и приступили к записи. Включили магнитофон на запись и начали играть партии клавишных и ритм-гитары. Поначалу ничего не получалось. Один инструмент постоянно получался громче второго. Нам нужно было расположить магнитофон таким образом, чтобы гитара и фортепиано звучали в миксе одинаково громко. Мы нашли это положение и записали эти две партии. Вытащили кассету, вставили в другой отсек. В первый отсек поместили вторую кассету. Включили на первом запись, на втором воспроизведение и под свою же подкладку записали вокал и соло-партии на той же аккустической гитаре. Пел Юра.

Хочу отметить, что на тот момент я очень гордился этой записью. Это была в моей жизни первая, по сути, "студийная" запись с элементами сведения. Юра гордился не меньше. Результат работы нас обоих полностью удовлетворил. Так мы записали две песни. Да, они были чем-то немного похожи, но за то это были свои собственные песни!

Наступил 1992 год.

Мы уже год как сплочённый сыгравшийся коллектив, только вокалисты меняются, как перчатки.

Случайным образом к нам попал Сергей по прозвищу Бодя. Не знаю, почему он Бодя, но пел он классно! Приближался Международный женский день, 8 Марта, праздник весны, и мы готовились к концерту. Мы разучили отличнейший материал для наших сокурсниц и преподавателей, но увы... сыграть его не довелось. По непонятным причинам Сергей за две недели до концерта ушёл. Плюс к этому гитарист Виталик поссорился с музруком и тот его выгнал. То есть впридачу к вокалисту мы ещё и без гитариста остались. А отменять концерт никак нельзя: висят афиши, приглашены гости. Да и девочки ждут праздника.

И тут на ближайшей репетиции к нам пришёл друг нашего музрука, бывший студент нашего техникума, Саша Калугин и предложил:"Пацаны, сыграйте группу Кино. Это и модно, и любого музыканта возьмите, он все песни знает". Посидели мы, подумали. Технически нужно два гитариста. Где ещё одного взять? И Саша говорит:"Я вам помогу, только вы мне в зал на передний ряд к звукорежиссёру гитару протяните. Не хочу на сцене светиться". Всё! Вот оно решение! Мы пригласили на пару-тройку репетиций своего школьного друга Олега Прохорова и он нам помог сделать программу выступления, побыв вокалистом и гитаристом на этом выступлении.

Подошёл день концерта. Всё как обычно, аппарат на сцену, саунд-чек.

И тут приходит Саша Калугин с гипсом на правой руке. Вчера, говорит, на бокс ходил, на тренировки и случайно кисть сломал. И что делать? Да ничего, отвечает, всё по плану, играть смогу.

Начался концерт.

Мы отыграли наиболее известные хиты гр. Кино.

И снова мы остались без вокалиста, а теперь уже без вокалиста и гитариста. До лета мы никого так и не нашли.

Закончились каникулы и наступил следующий учебный, он же музыкальный год.

В техникуме на доске объявлений я разместил объявление, что, мол, в музыкальный коллектив техникума требуется вокалист, гитарист, а лучше, если это вообще всё в одном флаконе. Результат не заставил себя долго ждать. Буквально через день-два ко мне обратился парень с первого курса на предмет вокалогитариста. Звали его Саша. И в ближайшую репетицию мы уже разбирали новый материал. Радости моей не было предела! Парень закончил музыкальную школу по классу гитары и естественно мы с ним говорили на одном языке. Иногда мы успевали разбирать по 3-4 песни за одну репетицию. И вот с ним у нас был огромный репертуар, начиная от Кино, заканчивая Шуфутинским. Парень просто на лету всё ловил. Но у него была одна своя фишка: он все соло играл пальцами, медиатором не пользовался. Затем Саша привёл своего друга Рому. Оказалось, он тоже гитарист и неплохо поёт.

Как и полагается, через некоторое время нам заказали концерт.

Но дело в том, что нам, уже тогда третьекурсникам, не давали продыху курсовые работы и поэтому концерт у нас был в этом году только один.

К этому концерту мы , уже "стреляные воробьи", подготовились как нельзя лучше: организовали запись на магнитофон, попросили друзей пофотографировать. Даже цветомузыкальную установку сами починили и на сцену выволокли. Отыграли на ура! Было это 30 марта 1993 года. Из всего коллектива эти архивы остались, наверное, у меня одного. Это 6 песен концерта и 5 фотографий, которые я попытался хоть как-то отреставрировать и колоризировать.

-5
-6
Слева направо: Юра - клавишник, Рома - вокал, гитара, Дима - барабаны, Сергей - бас, Саша - вокал, гитара.
Слева направо: Юра - клавишник, Рома - вокал, гитара, Дима - барабаны, Сергей - бас, Саша - вокал, гитара.
-8
-9

Этот концерт оказался последним в нашей студенческой жизни.

Коллектив распался. Должен признаться, в распаде коллектива виноват я. В то время я уже начинал чувствовать, что наш коллектив сыгран и мне хотелось чего-то нового, чего-то большего, чем ДДТ "Родина" и Браво "Девчонка 16 лет". Наряду с разбором и исполнением чужих песен мне хотелось сочинять и исполнять свой материал, и наш коллектив, в общем-то, был уже к этому готов. Мной были написаны две песни, которые можно было хотя бы попытаться сыграть и придумать какие-то аранжировки. Но делать это мы не могли. Находясь в подчинении музрука, он не дал нам на это добро. В итоге я психанул и ушёл. Чуть позже ушли и барабанщик с клавишником - Дима Мочалов и Юра Кобзарь. С кем остались играть Саша и Рома, мне неизвестно. Да и остались ли?

Мы до сих пор общаемся, встречаемся по мере возможности. Но время музыцирования в моменты этих встреч не вспоминаем и не обсуждаем.

А на четвёртом курсе техникума уже было совсем не до музыки. Постоянные курсовые работы, практики на заводе. В техникуме я практически не появлялся. Только отчёты приносил и зачётную книжку.

По окончании техникума я практически завязал с музыкой. Лишь изредка брал в руки баян или гитару.

С того момента прошло долгих 26 лет.