Найти тему
Техника и жизнь

«Lada Niva Travel» –снова в «королевах»

«Lada Niva Travel» (Wikipedia.org)
«Lada Niva Travel» (Wikipedia.org)

Введение

Когда в 2002 году началось полномасштабное серийное производство «Chevrolet Niva», то она стала быстро звездой российского авторынка. По потребительским качества она превосходила не только «классическую» ВАЗ-2121 «Нива», но и машины производства УАЗ. При этом она была доступнее по цене, распространённости сервисов и запчастей, чем иностранные джипы и кроссоверы. Когда последние уже ближе к 10-ым годам XXI века стали доступнее, чем ранее, все равно «Chevrolet Niva» пользовалась успехом и такие новенькие машины можно было очень часто увидеть в потоке. В 2020 году ВАЗ выкупил права на производство данной модели у «General Motors». И назвал ее «Lada Niva». Тем самым была восстановлена справедливость, ибо изначально это была так называемая «Нива-2» или же ВАЗ-2123. Именно с ее эскизов был украден дизайн первой Honda CR-V, о чем до сих пор мало известно. Причем, украли его исключительно по чрезмерному радушию сотрудников ВАЗ. Сами же его показали во всех подробностях – «Запад нам поможет». В те времена такие случаи случались даже в оборонке. Ниже будет рассказ об истории ее создании, производства и текущей конструкции, и особенностях этого автомобиля, пережившего, кроме незначительных модернизаций, несколько переименований.

ВАЗ-2123 (1998 – 2002)  (Wikipedia.org)
ВАЗ-2123 (1998 – 2002) (Wikipedia.org)

История создания

Ее история началась в далеком для нас 1978 году. Еще был жив Леонид Ильич Брежнев, но мы еще не вошли в Афганистан. И у нас, и за рубежом уже был известен автозавод в Тольятти - Волжский автомобильный завод(ВАЗ). В 1977 году он запустил в производство свой хит - ВАЗ-2121 «Нива», ставшая по праву родоначальником класса компактных кроссоверов. Именно она, по признанию руководителей Suzuki, сделанном в 1986 году, стала идейным вдохновителем будущей «Suzuki Vitara» первого поколения. Меж тем сходившие с конвейера «Нивы» (подробнее о ней тут), стали моментально хитом продаж и у нас в СССР, но и за рубежом. Включая самые развитые и зажиточные западноевропейские страны. Добралась они и до далекой Австралии, где «Нивы» также пришлись по вкусу местным жителям, привыкшим к суровым и долгим дорогам Зеленого Контента. Но вопреки, типичному для эпохи «застоя», обыкновению тогдашних советских заводов почивать на лаврах, уже в 1978 году начались работы по созданию так называемой «Нивы-2». Официальное название было ВАЗ-2123. В разработке с самого начала стали делать акцент на устранение известных недостатков ВАЗ-2121 «Нива». Поэтому она должна была стать длиннее, с большим объем для задних пассажиров и багажа, с пятидверным кузовом как основным. Планировали также новую независимую заднею подвеску, а также новое реечное рулевое управлением с усилителем, и более мощный двигатель и коробку передач на базе решений для перспективного переднеприводного семейства ВАЗ-2108/2010, вводились улучшенные решения для раздаточной коробки и трансмиссионных валов ради уменьшения шумов и вибрации, столь свойственных ВАЗ-2121. В ходе разработки и испытаний первых ходовых макетов, выполненных на базе ВАЗ-2121 стало ясно, что требуется принципиально иная конструкция кузова из других, более легких, чем на ВАЗ-2121, металлов и сплавов. Но к моменту начала испытаний уже полноценных первых образцов нового советского джипа в было решено отказаться от запланированного силового агрегата и коробки передач, в пользу решений, бывших модернизаций двигателя и коробки от ВАЗ-2121. Также оставили полунезависимую заднею подвеску. Было сочтено, что с ними машину проще и дешевле запустить в серию. Хотя проработка установки на «Ниве-2» различных более мощных двигателей, включая дизельных двигателей от перспективных вариантов Москвич АЗЛК-2141 велась достаточно долго в конце 80гг. Но в итоге они так и не пошли в серию. Хотя небольшая партия в 4 единицы ВАЗ-2123 в конце 90гг. с 2литровым двигателем разработки ВАЗ была выпущена. Но она имела ту же самую коробку передач, что и вариант с базовым двигателем, 1,7 литра. Автором окончательного варианта дизайна автомобиля был А. Беляков в конце 80гг. Но из-за его эмиграции в Швецию, автором окончательной внешности машины стал В. Семушкин, пусть и на базе наработок А. Белякова. В это время сотрудники АвтоВАЗа похвалились своим достижениями перед делегацией специалистов из Японии. В итоге в 1998 году Honda запустила продажи первого поколения HR-V. Это была на редкость удачная машина, в том числе по дизайну, что редкость для Японии. Ее дизайн сравнивали с дизайном ItalDesign или Pininfarina. Известных законодателей автомобильных мод из Италии. Но по сути эта была калька с тех рисунков будущей Нивы-2, которые им показали на Автовазе, пусть с некоторыми иными элементами, в том числе из числа вариантов дизайна Нивы-2 В. Семешкина. Мы еще не знали об этом и под раскаты «перестройки», и развала СССР продолжали работать над новой машиной. В 1996 году прошли испытания прототипов, так называемой «сотой» серии. Они были уже близки серийным образцам. Но первый прототип ВАЗ-2123 был изготовлен только 25 декабря 1996 года. В 1998 году после испытаний машина была впервые продемонстрирована широкой публике на Московском международном автосалоне, где она очень пришлась по вкусу посетителям. В том же году началось ее мелкосерийное производство. Были планы по запуску в серию пикапа и фургона, но они не состоялись, как и более ранние планы создания некоторых других модификаций кузова. Широкомасштабное производство изначально запланировали на 2000 год. Но было ясно, что ВАЗ его не потянет. А далее сохранять мелкосерийный выпуск не было смысла экономически.

Chevrolet Niva, дорестайлинговая модель (2003 – 2009) (Wikipedia.org)
Chevrolet Niva, дорестайлинговая модель (2003 – 2009) (Wikipedia.org)

В 2001 году было создано совместное предприятие с американской "General Motors" по выпуску данной модели. Она на тот момент очень высоко оценивало маркетинговый потенциал ВАЗ-2123 в России. Но поставило условие – данная модель будет под брендом «Chevrolet» и с передачей всех прав на торговую марку «Нива». Для этого General Motors построило новый, отдельный завод в Тольятти. С 2002 года начался выпуск. Машина была несколько доработана и названа «Chevrolet Niva», став быстро хитом продаж на рынке внедорожных авто в России. Занимая с 2004 по 2008 году первое место по продажам среди внедорожников, она поначалу составило конкуренцию даже некоторым иностранным кроссоверам и джипам корейского и японского производства. При этом вопреки ожиданиям сохранилось и производство старой «Нивы», ставшей Lada 4x4. Причиной было большая цена «Chevrolet Niva». Но при этом она превосходила предшественницу и по комфорту в салоне, и по поведению на дороге и вне дорог. Претензии были только к мощности двигателя, как собственно и у Lada 4x4. Как отмечало одно из сетевых автомобильных изданий России в прошлом году, обгон на скоростных трассах на ней с включенным кондиционером весьма затруднителен. Не хватает мощности двигателя. За время выпуска было проведено несколько этапов модернизации. А в 2020 году все права на производство и название «Нива» были выкуплены ВАЗ. Сначала она стала «Lada Niva». В следующем 2021 году вместо нее стали выпускать ее косметический рейсталинг «Lada Niva Travel». Как отмечается многими специалистами, она является одной из немногих моделей ВАЗ, которые он может производить без кардинальных переделок, даже в случае прекращения поставок иностранных автокомпонентов. Правда, в таком случае, скорей всего она будет без электронных систем безопасности, таких как система АБС и ЭРА-ГЛОНАСС, подушек безопасности, катализатора и не только. Но пути их поставок можно в принципе найти.

Chevrolet Niva, рестайлинг (2009 – 2020) (Wikipedia.org)
Chevrolet Niva, рестайлинг (2009 – 2020) (Wikipedia.org)

Описание

Автомобиль, подобно ВАЗ-2121 «Нива», имеет несущий кузов, продольное расположение силового агрегата, постоянный полный привод, с понижающей передачей и с межосевой блокировкой дифференциала. Двигатель, на ней ВАЗ-2123 объемом 1,7 л и мощностью 80 л.с. По факту это старый добрый двигатель ВАЗ-2106 с увеличенным объемом и инжекторным впрыском. Коробка передач – пятиступенчатая механика с двухступенчатой раздаткой. В отличие от старых классических «Нив», она выгодно отличается более низкими показателями шума и вибрации. Спереди независимая подвеска на поперечных рычагах, сзади полунезависимая балка. Передние тормоза дисковые, задние барабанные. С самого начала была предусмотрена установка антиблокировочной система (АБС). И это было реализовано, также стоит система распределения тормозного усилия (EBD). Рулевое управление с гидроусилителем. Установлены наружные зеркала с подогревом и электрорегулировкамми, подогрев передних сидений, передние электростеклоподьемники, кондиционер. Выпускаются на данный момент следующие комплектации машины: Classic, Comfort, Comfort-off road, Luxe, Luxe – off road, а также специальные версии. Электрические зеркала и передние электростеклоподъемники есть уже в базовой версии Classic, в версии Comoft, появляется и кондиционер, а также подогрев передних сидений, в версии Luxe, есть уже обогрев лобового стекла и камера обзора заднего хода с омывателем. Подверсии off-road, имеют заводскую внедорожную подготовку, включающие в себя, помимо прочего, шноркель и легкосплавные диски увеличенного до 17 дюймов радиуса.

-5

Заключение

«Lada Niva Travel» под любым названием до сего момента пользуется популярность, как машина, обеспечивающая за свою сравнительно небольшую цену, по сравнению с иностранными кроссоверами и внедорожникам, достаточно неплохие эксплуатационные характеристики. Причем она достойна ведет себя и на дороге с твёрдым покрытием, и на бездорожье. Таких машин всегда была не так много. А сейчас, в принципе, классических внедорожников почти не осталось в мировой автопромышленности. Нарекания вызывает, в основном, лишь качество сборки и слабоватый двигатель. В текущих условиях данная машина может вызвать повышенный интерес, ибо «Niva Legend» ей уступает ей и в трехдверной, и в пятидверной версии . «Hunter» от УАЗ это сейчас машина на любителя, а УАЗ "Патриот" значительно дороже и имеет большие габаритные размеры, что не всегда востребовано покупателями.

LADA Niva (2020) (Wikipedia.org)
LADA Niva (2020) (Wikipedia.org)

Источники

https://www.drive2.ru/b/545396526235518364/, https://www.drive2.ru/b/544682393433276529/, https://www.drive2.ru/b/546499061520269321/, https://www.drive2.ru/b/545990537392423260/, https://www.drive2.ru/b/498554856991096999/,

LADA Niva Travel (2021) (Wikipedia.org)
LADA Niva Travel (2021) (Wikipedia.org)

Федор Болдырев 2022©