Найти тему

Джон Уик 3 — История одного белоруса

Первый Джон Уик во время выхода произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Он с весьма сомнительными входными данными: первая крупная работа режиссеров Чада Стахелски и Дэвида Литча в рамках экшн-фильма, в главной роли Киану Ривз, который за последнее время не сильно-то и засветился в хоть сколько-нибудь значимом фильме, и синопсис, напоминающий очередной боевик с Джейсоном Стэтхэмом. Однако по итогу фильм оказался глотком свежего воздуха в жанре. Первая часть стала фильмом идеального баланса между повествованием и экшеном. В ней был неплохо прописан главный герой с туманным прошлым, с хорошо прописанной мотивацией для действия. Не обошлось и без клюквы - Джон противостоял русской мафии, главарь которой искренне его боялся и всеми силами пытался “решить вопрос”, созданный безбашенным сыном этого главаря. Главному герою хотелось сопереживать, особенно это чувство повышал экшн, который, во-первых, был круто и стильно поставлен, каждый бой переходит от огнестрела в рукопашную и обратно, что не заставляет скучать зрителя и позволяет создавать крутые запоминающиеся сцены (как, например, эпизод в доме или вся сцена в клубе). Во-вторых, они были максимально приближены к реальности. Несмотря на то, что Джон - бывший наемник, время и возраст берут свое. Каждый бой давался герою непросто. У него заканчивались патроны, он получал серьезные ранения от врагов, вследствие которых менял тактику поведения. И даже выстрел в бронежилет не прошел для героя бесследно. Он пытался выигрывать не силой, а техникой, не количеством, а качеством. Все это придавало герою глубины, зритель чувствовал его живым и смертным. На фоне супергеройских фильмов и в связи с отсутствием альтернатив картина снискала огромный успех, стала хитом, обреченным на продолжение, которое увидело свет спустя три года…

Дэвид Литч благополучно ушел снимать вместе с Шарлиз Терон “Взрывную блондинку” и второго “Мертвого Бассейна”, оставив Чада Стахелски в гордом одиночестве в работе над сиквелом (сам же Литч стал продюсером картины). Чад пошел по пути наименьшего сопротивления, начиная расширять фильм во все стороны. Режиссер ударился в раскрытие мира фильма, его правил и законов, при этом делая огромный упор на боевые сцены. Там, где Литч создавал интригу и окутывал событие или объект ореолом тайны и загадки, что добавляло ему колорита, оставляя при этом простор для фантазии, Чад решил разжевать и наглядно показать. Особо ярко это получилось с проработкой преступного мира, в котором каждый второй житель Нью-Йорка является скрытым агентом мафии и ждет приказа на убийство. Они имеют свою валюту и кодекс с жесткими правилами, хабами, привилегиями и прочим. Целый отдельный мир в рамках уже существующего. Подобный подход привел к обратному: те ответы и расширения, которые давал фильм, рождали еще больше вопросов, что сделало фильм просто фильмом. Герои стали походить на комикс персонажей с их вычурностью, а местами даже и клишированностью. Постановка сместила больший акцент на перестрелки и погони, нежели на эффектно поставленные драки и трюки (за которые и отвечал в первой части Дэвид Литч). Боевых сцен стало больше, но их качество заметно упало. Теперь Джон спокойно убивает целые роты солдат в одного без особых проблем. Планирование и тактика сменилась ран энд ганом. Хоть и в этом калейдоскопе перестрелок были свои интересно поставленные моменты, но на общем фоне они терялись, ибо экшн в какой-то момент просто утомлял, и зритель уже ждал, когда этот экшн уже закончится, чтобы узнать дальнейшее развитие сюжета. А выданный Джону читерский пуленепробиваемый смокинг, который отражает пули врагов, аки костюм Черной пантеры, вообще лишает героя хоть какой-то претензии на реализм, окончательно превращает фильм в цирк и сюр. Герой больше не кажется смертным, зритель не может отождествлять себя с ним. Лично мне комиксный подход порядком поднадоел и хотелось бы видеть хоть какую-нибудь альтернативу, но аудитории подобное зашло куда лучше натуралистической первой части, и режиссер, думая, что нашел то, что нужно, с рвением приступил к работе над третьей частью.

“Джон Уик 3: Парабеллум” - это фильм, сделанный по всем канонам продолжений. Взяли то, за что зрителям понравилась прошлая часть, и сделали этого больше, но качество улучшать не стали. То есть, тот бред, который авторы прогоняли во второй части, тут разрастается еще в больших масштабах. По итогу оказывается, что Джон Уик и не Джон Уик вовсе, а ДЖОРДАНИ ЙОВАНОВИЧ, СИРОТА БЕЛОРУССИИ (и я сейчас не шучу), а у киллеров, пришедших за головой нашего белорусского друга стоимостью в 14 миллионов долларов, внезапно то появляется, то снова пропадает благородство, не позволяющее просто так убить нашего картофельного товарища, хотя все условия для этого соблюдены. Во всем этом цирке подпольных агентств, служб и кланов никто не претендует на хоть сколько-нибудь ироничный тон, все подаётся на максимально серьезных щах, что делает происходящее нелепым и абсурдным, порождая в головах зрителей больше вопросов и недоуменных взглядов (во время просмотра зал не выдержал этого трэша и просто орал в голос. Как говорят в интернетах: «Проигрывал с подливой»). Учитывая также никакую актерскую игру Киану Ривза, ты сопереживаешь кому угодно, но не ему. В финальной сцене судьба консьержа и директора “Континенталя” волновала меня больше, чем судьба Джона. Серьезно, авторы?

в оригинале это просто ЛОЛ ШТО?
в оригинале это просто ЛОЛ ШТО?

Боёвка и экшн продолжают традицию второй части: их много, а качество оставляет желать лучшего. Да и наличие супер костюма выбивает последние капли сопереживания Джону. Он косит врагов пачками, но из-за плотности событий и их продолжительности, ты перестаешь чувствовать усталость героя, ибо с новой волной врагов его счётчик усталости обнуляется и «к бою снова готов». Любая боевая сцена ничто без постановки, контекста и правил, заданных ранее. В первой части их было не так уж и много, но к каждой тебя подводили и объясняли, показывали, что стоит на кону и чем герой жертвует. Ты примерно знал, сколько врагов и где они находятся, что больше погружает тебя в тот мир и в процесс. В третьей части врагов больше, чем во второй. Они лезут изо всех щелей, и ты не понимаешь, когда и почему они заканчиваются. Причем режиссер пытается смаковать боёвкой, нарочито увеличивая звук ударов и перезарядки, но к концу ты банально устаешь от всего этого лязганья. Еще одна немаловажная проблема - это отсутствие прогресса в фильме из-за того, что будет еще как минимум 2 части (да, финал открыт с жирным намеком на продолжение). Весь фильм как будто топчется на месте в ожидании чего-то глобального, но ничего не происходит. По большому счету в конце третей части в рамках мира фильма ничего не поменялось, все эти события окажут последействия на последующие фильмы серии. Особенно обидно за главного белоруса в фильме, ибо из-за этого он превратился в тупую машину смерти. Если по началу он противостоит обычным наемникам, то к концу в схватку с ним вступает элитный спецотряд, но и при этом поведение и тактика ведения боя Джордания никак не меняется. Ему просто нужно всадить чуть больше патронов чем обычно, всё. Ничего не меняется, использование особенности местности и ландшафта никак не влияет на бой. Да и к самому спецотряду есть вопросы, ибо выглядят они как простые бандосы, одетые в спецкостюмы, с пародией на тактику и взаимодействие. Кажется, сменой врагов авторы пытаются создать иллюзию прогресса, но из-за несменяемости поведения это не работает. Как вишенка на торте, с этим же отрядом борется консьерж отеля, который наравне с нашей сиротой валит их, да и в целом не уступает главному герою. Тут хотя бы из-за фактурности персонажа ты начинаешь ему сопереживать.

Сюжет можно сравнить с сюжетом порнофильма, в котором каждый диалог подводит и пытается мотивировать следующую экшн-сцену. Ни тебе стадии подготовки, ни планирования, ни каких прелюдий перед боем, все быстро, плотно с минимальным передышкой. При этом сделано все так топорно и криво, что некоторые сцены можно спокойно вырезать без потери какого-либо смысла для фильма. Что уж говорить, если для Холли Берри сделали отдельную сюжетную линию, которая вообще ни к селу, ни к городу, она только растягивает и без того несоизмеримо огромный хронометраж, потому что она сильно просилась в этот фильм.

Первый Джон Уик во время выхода произвёл эффект разорвавшейся бомбы.-2

И если первая часть напоминала смесь Max Payne 3 и Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist, то третий фильм вызывает ощущение польского шутера из середины 00-х, когда братья поляки пытались найти баланс интереса у игроков и пихали на скучные уровни с претензией на креативность кучу-тучу респящихся из пустых комнат врагов, предлагая герою их методично расстреливать, иногда пополняя запасы боеприпасов у спец.стоек. В какой-то момент это превращалось в рутину, становилось работой, на которую с каждой новой волной хотелось идти все меньше и меньше. В случае с Джоном Уиком 3 смотреть его с каждой боевой сценой хочется все меньше и меньше. Пропал стиль и зрелещность за которые полюбили оригинал.

Я могу еще долго бомбить и тыкать в различные дыры этого фильма, но особого смысла в этом нет, ибо он нравится и критикам и зрителям, а значит, продолжениям быть. Под пивко или не притязательному зрителю зайдет, но оригинал уж слишком задрал планку. Без сильной руки Дэвида Литча этот корабль идет по пути мейнстрима и комиксовости, каким точно не был первый Джон Уик. Первую часть я полюбил за реализм, бескомпромиссность и потенциал, которые потеряли сиквелы и меня как зрителя. Следующие части скорее всего обойду стороной, а вот творчество Литча оставляю под пристальным присмотром.