Эта песня впервые прозвучала в исполнении Марка Бернеса в 1961 году.
Символично, что через год, летом 1962 года, прошёл Международный конгресс за всеобщее разоружение и мир. Каждому делегату конгресса была вручена пластинка с записью песни "Хотят ли русские войны" в исполнении Георга Отса на четырёх европейских языках.
Как появилась эта знаменитая на весь мир песня? Есть две версии.
По одной из них поэт Евгений Евтушенко, часто бывающий за границей, решил написать эту песню как ответ на вопрос о том, хотят ли русские войны. Этот вопрос ему часто задавали иностранные граждане.
Но воспоминания Марка Бернеса говорят совсем о другом:
На следующий день поэт принес 2 куплета. На слова Бернеса о том, что это мало, Евтушенко ответил: „Почему это песня должна быть непременно из трех куплетов?“
А потом, по воспоминаниям Бернеса, случилось следующее:
Надо сказать, от Бернеса "досталось" не только поэту, но и автору музыки, которым стал Эдуард Колмановский.
Композитор вспоминал:
Действительно, многие современники Бернеса вспоминают его как абсолютно бескомпромиссного критика песен. Он прямолинейно озвучивал своё мнение. Колмановский, зная музыкальное чутьё Бернеса, прислушался и написал другую музыку.
Бернес спел эту песню как призыв к единению людей на всей планете.
Как призыв к миру. Повторяющиеся в конце каждого куплета строчки настойчиво убеждают западного слушателя в том, что не нужно давать себя обмануть, сбить с толку.
Эта песня занимала особое место в репертуаре ансамбля песни и пляски им А. В. Александрова. И в 1967 году во время европейских гастролей он исполнил её во многих странах. И везде песня имела огромный успех. Правда, не везде хотели эту песню "выпускать".
Так, например, Ансамбль должен был выступать в крупнейшем концертном зале Лондона. И это было первое его выступление в этой стране. Но незадолго до выступления ансамблю озвучили запрет на исполнение песни "Хотят ли русские войны". Дескать, текст песни выражает собой "вмешательство во внутренние дела страны". Ансамбль поставил ультиматум и добился снятия запрета на исполнение песни. Так же, как и на других европейских площадках, песня имела бешеных успех и в Лондоне.