Одна из немногих уцелевших подводных лодок (ПЛ) стран-союзников Германии во Второй мировой войне - малая ПЛ «Vesihho», переоборудованная в музейный экспонат - находится на территории морской крепости-музея Suommlinna Sea Fortress (Свеаборг) под Helsinki (Финляндия).
Разработка проекта, строительство и эксплуатация малой ПЛ «Vesihho» ВМС Финляндии были обусловлены стремлением Германии к реваншу после Первой мировой войны. Как известно, Версальский мирный договор запрещал Германии проектирование, строительство и эксплуатацию ПЛ. Для обхода этого ограничения ВМС Германии создали в Нидерландах в 1922 г. подставную фирму NV Ingenieurshantoor voor Scheep-sbouw (IvS), представляющую собой конструкторское бюро по разработке проектов ПЛ. Фирма была упразднена за ненадобностью в 1933 г. после прихода нацистов к власти в Германии.
В 1930 г. фирма IvS разработала проект однокорпусной малой ПЛ с цистернами главного балласта в носу и корме за пределами прочного корпуса.
Корпус спроектирован из стали марки St 52 (предел текучести = 52кг/мм2). Толщина листов: 12-13 мм прочного корпуса; 15 мм ограждение рубки; 3 мм легкий корпус.
Прочный корпус с габаритами L x диаметр = 26,1x3,9 м разделён на семь отсеков: кормовая дифферентная цистерна; кормовой жилой; дизельный двигатель и электрогенератор; камбуз и цистерна быстрого погружения; центральный пост; носовой жилой и две аккумуляторные ямы; торпедный. Имелись прочные переборки между отсеком центрального поста и аккумуляторной ямы. Объём цистерн: цистерна главного балласта - 17,9м3 носовая, 23,2 м3 средняя, 8,1 м3 кормовая; переменного балласта - 6,0 м3; балластная - 1,91 м3 носовая, 1,83 м3 кормовая; топливная - 11,15 м3; торпедозаместительная - 4,4 м3; питьевой воды - 1,1 м3. Для улучшения остойчивости в надводном положении имелись по две цистерны по правому и левому бортам снаружи прочного корпуса на уровне ограждения боевой рубки. Деревянная обшивка верхней палубы также способствовала улучшению остойчивости малой ПЛ. Время быстрого погружения на глубину 9,3 м - 45 сек.
Германия обратилась к верфи Crichton-Vulcan (CV; Turku, Финляндия) с предложением заключить контракт на строительство малой ПЛ, которая могла бы послужить прототипом при разработке проекта малой ПЛ для ВМС Германии. После получения соответствующего разрешения правительства Финляндии верфь CV заключила в 1931 г. контракт с ВМС Германии на строительство малой ПЛ с заводским номером CV 707.
Малая ПЛ CV 707 была заложена 01.08.1931, спущена на воду 10.05.1933, введена в состав флота 30.04.1934.
Гидроакустическое оборудование: 2x6 гидрофонов фирмы Atlas Werke; одна приёмная гидроакустическая станция.
Оружие: три носовых торпедных аппарата калибром 533 мм, боезапас - пять торпед или 20 мин; одно 20-мм (длина ствола - 60 калибр) зенитное орудие фирмы Madsen; один 12,7-мм пулемёт.
ПЛ не предназначалась для выполнения минных постановок, но была способна загружать новейшие германские мины в торпедные аппараты. Однако ПЛ не выполняла минные постановки в течение всей войны.
Имеются два перископа Nedinsco фирмы Carl Zeis.
В теплое время 1933 и 1934 гг. экипаж из одетых в гражданскую одежду офицеров-подводников ВМС Германии проходил на борту ПЛ CV 707 обучение и тренировки. В состав экипажа входил немецкий командир малой ПЛ, но все действия экипажа осуществлялись под наблюдением находящегося на борту офицера ВМС Финляндии.
Германия признала малую ПЛ CV 707 подходящим прототипом для разработки своего проекта малой ПЛ Туре IIA. По проекту Туре IIA на верфи Deutsche Werke (Kiel; Германия) была построена в 1934-1935 гг. серия из шести ПЛ U1-U 6 для ВМС Германии, которые к тому времени стали именоваться Reichsmarine.
Головная малая ПЛ U1 была заложена 11.02.1935.
Германия прилагала усилия к скорейшему подписанию соглашения с Великобританией,которое должно было устранить ограничения Версальского мирного договора. Соглашение о праве Германии на создание собственных ВМС с числом надводных кораблей, составлявшим 35% от надводных кораблей ВМС Великобритании, и числом ПЛ, равным числу ПЛ ВМС Великобритании, было подписано 18.06.1935. Спустя 11 суток малая ПЛ U 1 была введена в состав ВМС Германии.
Наличие контракта между фирмой IvS и верфью CV сделало возможной продажу ВМС Финляндии малой ПЛ CV 707, построенной при финансировании Германией. Поскольку ВМС Финляндии не располагали свободными средствами, сделка состоялась только 31.01.1936. На малой ПЛ был размещён экипаж ВМС Финляндии, а 01.04.1936 малая ПЛ CV 707 получила наименование «Vesihho» (по-фински - «норка»).
Во время «Зимней войны» и «Продолжающейся войны» (так
финская сторона называла войны с СССР 30.11.1939 - 13.03.1940 и 25.06.1941 - 19.09.1944 ) в состав ВМС Финляндии входили пять ПЛ: серия из трёх ПЛ типа «Vetehinen» (водоизмещение - 495/600 т; размерения - LxBxT = 63,5х6,1x3,5 м; введены в 1930-1931 гг.); единственная в мире озёрная ПЛ «Saukko» (водоизмещение - 114/140 т; размерения - LxBxT - 32,4x3,2x3,0 м, введена в 1930 г.), малая ПЛ «Vesikko». Все пять ПЛ, спроектированные и построенные при участии фирмы IvS, участвовали в патрулировании Балтийского моря и Финского залива. Малая ПЛ «Vesikko» пыталась атаковать советские корабли - тяжёлый Крейсер «Киров» 01.12.1939 и линейный корабль «Марат» 19.12.1939, когда они обстреливали укрепления береговой артиллерии Финляндии.
В течение «Продолжающейся войны» малая ПЛ «Vesikko» базировалась на верфь Suomenlinna's shipyard. Она патрулировала Финский залив, но интенсивное минирование восточной части залива силами Германии и Финляндии с целью блокирования кораблей ВМФ СССР практически лишило её целей. Самая большая победа малой ПЛ «Vesikko» - потопление 03.07.1941 к востоку от Готланда советского торгового судна «Выборг» дедвейтом 3500 т. Малая ПЛ «Vesikko» выполнила
последнее плавание 11.12.1944 и через четверо суток спустила флаг.
После окончания Второй мировой войны Финляндии было запрещено иметь ПЛ в составе ВМС в соответствии с Парижским мирным договором 1947 г.
В течение нескольких лет все пять ПЛ были выставлены на продажу, как металлолом. Четыре из них приобрела Бельгия в 1953 г., но малая ПЛ «Vesikko» не нашла покупателя.
В 1959 г. малая ПЛ была передана Военному музею Финляндии для переоборудования в музейный экспонат. Группа активистов, ранее служивших на малой ПЛ, работала с 1962 г. над её реставрацией в месте базирования в годы войны - Suommlinna Sea Fortress. В левом борту было прорезано отверстие для входа посетителей. Малая ПЛ-музей была открыта 09.07.1973.
Морская крепость Suomenlinna была построена на пяти островах недалеко от Helsinki в середине ХIIХ века. В 1991 г. была включена организацией ЮНЕСКО в Список всемирного наследия (World. Heritage List).
#вторая мировая война #подводная лодка #музей финляндии #суоми #крепость финляндии #ВМС финляндии #свеаборг #история военно-морских сил #русско-финская война #вмс германии